МАРТИРИЙ

МАРТИРИЙ – принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христианского культового здания или компартимента храма, сооружённого над телом и другими реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории (значение термина неустойчиво и разными исследователями понимается по-разному). Происхождение слова «мартирий» связано со свидетельством святости места, а не мученичества святого, что подтверждается его переводом на латынь – «memoria» (например, в надписи первой трети IV в. из Алтавы в Алжире), вплоть до смешения с термином «памятник» (от «memoria» – «памятное место») в значении частного погребения (например, римская, аравийская и Фригийская  надписи). Авторы IV–V вв. отличают мартирии от других видов церковных зданий, хотя мартирий может обозначаться и другим словом. Согласно эпиграфическим источникам термин «мартирий» использовался преимущественно в Сирии и Малой Азии; к нему могут прилагаться эпитеты «святой», «прекрасный» (обозначается и другими терминами) или имя святого, которому мартирий посвящён. Уже в константиновскую эпоху термин «мартирий» связывается с разными архитектурными типами: хотя они чаще всего имели центрическую форму, по мнению исследователей, некорректно считать все ранневизантийские центрические храмы мартириями (ср., например, константиновскую базилику «Мартирий» в Иерусалиме). Строительство мартириев особенно активно велось в ранневизантийское время и практически прекратилось в средневизантийский период. В доконстантиновскую эпоху роль мартирия как места погребения и почитания останков мучеников выполняли мемориальные сооружения в виде склепов, кубикулумов в катакомбах и других погребальных сооружений, достигавших иногда значительных размеров (например, склеп Альбаны в Трире). Только в началу IV в. исследователи фиксируют появление таких сооружений в виде отдельно стоящих зданий (мартирий святого Анастасия в Марусинаце близ Салоны, 314 г.). Тогда же распространяется практика погребения христиан рядом с такими местами (ad sanctos). Начало строительства мартириев (как над погребениями святых, так и над библейскими памятными местами) связано с равноапостольным императором Константином Великим и его матерью равноапостольной императрицей Еленой. К концу IV в. возведение мартириев получило новый импульс в связи с участившимся перенесением святых мощей (например, Сан-Лоренцо в Милане, святого Вавилы близ Антиохии).

 



 
PR-CY.ru