МАРТИРИЙ - Страница 2

В V в. активизируется строительство крупных мартириев на Востоке: в Палестине (например, Кафизма и Гробница Богородицы), в Малой Азии (ранний храм апостола Иоанна в Эфесе), в Сирии (Калъат-Симъан и храм святого Симеона Младшего на Дивной горе), в Армении (церковь святого Саргиса в Текоре и святого Григориса в Амарасе, мартирии Вагаршапата), в Причерноморье (октагональный мартирий Себастополиса). Строительство крупных мартириев продолжалось на Востоке и в юстиниановскую эпоху, когда появилось большое количество купольных мартириев сложного плана (перестроенный храм апостола Иоанна в Эфесе, церковь святых Апостолов в Константинополе), и постепенно сходит на нет; во второй половине VII в. получает новое развитие в Армении (мартирий святой Рипсиме, святой Гаяне, Звартноц) и в Грузии (Джвари). В константиновское и постконстантиновское время исследователи выделяют три основных типа архитектурного оформления мартириев: как составная часть базилики, пристройка к церкви или отдельно стоящее центрическое здание. В базилике- мартирии (basilica ad corpus) собственно памятное место оформляется обычно в виде крипты или пастофория, которые могли быть закрыты для посещения верующими. Самый ранний пример – базилика апостола Петра в Риме, построенная при императоре Константине Великом, где гробница апостола была отмечена эдикулой с нишей, перед ней, как полагают исследователи, располагался престол (при папе Римском Григории I Великом над гробницей апостола был повышен алтарь, и она оказалась в крипте); в конце IV в. был перестроен и храм апостола Павла в Риме (при папе Римском Григории I Великом по образцу базилики апостола Петра). Исследователи полагают, что мартириями были и базилики IV в. с обходом вокруг алтаря у стен Рима. В константиновской базилике поучения апостолов Христом на Елеонской горе близ Иерусалима сама пещера располагалась также под восточной частью храма. Сходным образом было организовано памятное место в базилике Рождества в Вифлееме: пещера Рождества была оформлена как крипта, но над ней находились не апсида и пресбитерий, а октагон, выполнявший, как полагают исследователи, одновременно и функцию алтаря. Появление алтаря с престолом над криптой с реликвиями (не без влияния Откр. 6:9) Фридрих Вильгельм Дайхманн связывал с Римом и относил ко времени не раньше VI в. Однако исследователи отмечают, что такой вариант организации пространства появляется не позже V в. (Халкопратийская и Студийская базилики в Константинополе).

 



 
PR-CY.ru