МОИСЕЙ - Страница 4

В композиции «Собор Киево-Печерских святых» исследователи встречают изменения в группах святых относительно их традиционного извода. Образ Моисея сохраняет расположение в пределах своей группы святых, но его фигура оказывается смещённой к центру (хромолитография 1903 г. московской мастерской Ивана Дмитриевича Сытина, церковь великомученицы Варвары в Казани) или к краю, как, например, на иконе первой половины XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (Центральный музей имени Андрея Рублёва), на иконе в среднике трёхстворчатого складня (XVIII–XIX вв., Центральный музей имени Андрея Рублёва), на раскрашенной гравюре первой трети XIX в. (Государственнй литературный музей). На мстёрской иконе последней четверти XIX в. он представлен в пятом ряду, с острой на конце бородой, в левой руке – свиток (частное собрание), а на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова (1883 г., Государственный Русский музей) его оглавный образ перемещён в верхнюю часть правой группы. В ряде случаев, когда нарушена не только компоновка «пятериц», но и черты облика, образ Моисея исследователи могут определить только по надписи. К таким изображениям исследователи относят раскрашенный офорт первой четверти XIX в. (Российская государственная библиотека) – Моисей в клобуке, борода средней длины, сужается книзу, в подписи при имени эпитет «Чудотворец» отсутствует. Вопреки логике соответствия изображений святых пещерам, где они были погребены (при сохранении на своих местах фигур преподобных Антония и Феодосия), была переработана схема композиции «Собор Киево-Печерских святых» на иконе второй половины XIX в. (ныне в Cобрании русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного). Образ Моисея на этой иконе (как и образы других святых) не имеет эпитета при имени. Однако опознать Моисея исследователи могут благодаря традиции изображать его с не покрытой куколем головой (тёмный куколь с красными и охристыми крестами лежит на плечах). Моисей открывает ряд преподобных в левой группе, в четвёртом ряду снизу (изображение ещё одного Киево-Печерского святого с именем Моисей – преподобного Моисея Угрина, как более древнего и почитаемого, помещено в первом ряду святых, он в куколе). Иконописец наделил Моисея такими специфическими чертами, как обширная плешь на голове и недлинная, разделённая на кудрявые «космочки» борода, он темноволосый, без проседи; в нимбе подпись «Моисей». В монументальной живописи изображение Моисея, выполненное в академических традициях, представлено в группе святых XIV в. (расположены в алфавитном порядке) в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники – иеродиаконы Паисий и Анатолий, конец 1860 – 1870 гг., поновление – 1970 гг., около 2010 г.). Моисей – длиннобородый седовласый монах в серо-чёрной мантии, из-под которой видна епитрахиль, в чёрном островерхом куколе на голове, с длинными чётками в левой руке, шествует первым в своём ряду.



 
PR-CY.ru