МОИСЕЙ - Страница 3

Характерной и повторяющейся чертой иконографии Моисея исследователи называют его изображение с непокрытой головой (куколь лежит на плечах), лик святого обращён вверх; практически везде при имени используется эпитет «Чудотворец». Такой образ святого представлен, например, на киевской гравюре работы Василия Белецкого (1751; 1756 гг. – Российская государственная библиотека) – у Моисея округлая, средней длины борода, слегка вьющиеся волосы до плеч, в нимбе подпись «Преподобный Моисей Чудотворец». Образ Моисея устойчиво отмечается на многочисленных гравюрах и литографиях «Собор Киево-Печерских святых», в том числе самых ранних (две такие гравюры Дмитрий Александрович Ровинский датировал концом XVII в. и первой половиной XVIII в.), а также на гравюрах второй половины XVIII в. почаевского мастера Иосифа Гочемского, 1771 (или 1774) г. работы Иоанна Кончаковского и копии последней 1821 г. работы Герасима Проценко и др. Исследователи отмечают, что сказанное о традиционной схеме композиции «Собор Киево-Печерских святых» на примере эстампов является верным и для икон, например: второй половины XVIII в. из Киево-Печерской лавры (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник) – волосы Моисея с проседью, борода недлинная, округлая, подпись в нимбе «Преподобный Моисей Чудотворец»; первой половины XIX в. (частное собрание); середины XIX в., предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского монастыря в Александрове); третьей четверти XIX в. на эмали (Нововалаамский монастырь, Финляндия); последней четверти XIX в. (церковь Воздвижения Креста в Женеве) – каштановые волосы без проседи разделены на прямой пробор и убраны назад, борода окладистая; второй половины XIX в. (собрание Феликса Романовича Комарова), выполненная иконописцем из посада Клинцы Суражского уезда Черниговской губернии (ныне город Брянской области). На некоторых иконах взгляд Моисея обращён вперёд, как, например, на иконах: последней трети XVIII в. (1771 г.?, Иркутский объединённый художественный музей) – седовласый старец, борода клиновидная; первой трети XIX в. (Кирилло-Белозерский музей-заповедник) – голова не покрыта, каштановые волосы с проседью, борода недлинная, клиновидная, подпись «Преподобный Моисей Чудотворец». Определённое место в композиции и сохранение особенностей облика Моисея позволяют исследователям опознать его образ на небольших по размеру иконах, в том числе эмалевых, где отсутствуют подписи при изображениях святых (например, на образке работы одной из мастерских города Ростова Ярославской области, вторая половина XIX в., Центральный музей имени Андрея Рублёва).

 



 
PR-CY.ru