МОИСЕЙ

МОИСЕЙ – Киево-Печерский, чудотворец, в Дальних пещерах почивающий, преподобный (память 28 июля, 28 августа – в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, во вторую неделю Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских). Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском монастыре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 1230 гг., – «Киево-Печерском патерике», «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии преподобного Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII–XIV вв. как на время жизни Моисея исследователи признают необоснованным. Моисей (или одноимённый ему киево-печерский инок) упоминается в «Тератургиме» монаха Афанасия Кальнофойского (Киев, 1638 г.), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах, где указывается, что «два брата во Святом Духе» (преподобные Мартирий Затворник и Моисей) лежат в одном гробе. Чудотворцем Моисей при этом не назван. На планах Дальних пещер XVIII – первой половины XIX в. мощи Моисея Чудотворца показаны лежащими отдельно. Моисей не упоминается в составленном по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) около 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором которого считается протосинкел и экзарх Константинопольского патриарха Мелетий Сириг. В рукописном сборнике из библиотеки Дальних пещер, который послужил источником архиепископу Модесту (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (первое издание – 1862 г.), сообщалось, что Моисей «чудотворец, хотячи ся сподобити Богу, и ему душу и тело чисто представити, различно тело свое старался умерщвляти постом, молитвами и воздержанием, подвигами и поясом железным, который на голом теле носил, и крест великий железный, который своими руками был зробин, за которые подвиги и труды сподобился от Господа прияти чудотворения даров, и по смерти в небе неизреченныя радости наслаждается» (святому имеются тропарь и кондак). Местная канонизация Моисея была совершена при архимандрите Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684–1690 гг. (впоследствии Киевский митрополит), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание Моисея введено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в том числе Моисея) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших.

 



 
PR-CY.ru