МОИСЕЙ - Страница 2

День памяти Моисею (как и многим другим святым отцам Дальних пещер) был установлен между 1868 и 1875 гг. (впервые указан в «Полном христианском месяцеслове», Киев, 1875 г.). Описание облика Моисея представлено в Строгановском толковом иконописном подлиннике конца XVIII в. в составе Собора Киево-Печерских святых (все без указания дней памяти): «Сед, брада и власы Сергиевы (Сергия Радонежского), схима на плечах, риза преподобническая, испод празелень» (конец XVIII в.; Библиотека Академии Наук; то же в рукописи клинцовского иконописца И.Г. Кулакова – Российская национальная библиотека, конец XVIII в.). В Дальних пещерах, над ракой с мощами преподобного, находится написанная маслом на металлической пластине икона Моисея, которая была создана наряду с другими единоличными образами святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, после 1842 г. (с прописями конца XX в.) в мастерской Киево-Печерской лавры (иеромонах Иринарх с учениками). Полуфигура святого представлена в лёгком повороте вправо; Моисей показан мужем средних лет с рыжеватой бородой средней длины; облачён в мантию, на голове округлой формы клобук с намёткой; кисть правой руки – у груди, левой он придерживает за корешок внизу книгу. Этой иконе близок образ святого, представленный на большом живописном полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» (1890 г.), созданном в мастерской Киево-Печерской лавры, который находится при нижнем входе в Дальние пещеры: Моисей изображён в развороте вправо со слегка склонённой головой, в молитвенном сосредоточении, что подчёркивают чётки в левой прижатой к груди руке; длинная без проседи каштановая борода незначительно сужается книзу; на голове клобук округлой формы, в нимбе надпись «Преподобный Моисей Чудотворец». Образ Моисея входит в состав композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, сложение которой было связано с процессом канонизации печерских чудотворцев во второй половине XVII в. Композиция известна исследователям на иконах и эстампах вплоть до начала XX в. Наиболее распространённым исследователи называют извод, на котором по сторонам от иконы Успения Пресвятой Богородицы (Киево-Печерской) и Великой лаврской церкви представлены две группы святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах. Моисей изображён в правой группе чудотворцев Дальних пещер, стоящих за преподобным Феодосием Киево-Печерским. Исследователи отмечают, что местоположение Моисея в этой группе остаётся неизменным в большинстве случаев – в третьем снизу ряду, в центре пятерицы святых (с преподобными Силуаном, Евфимием, Феодором Молчаливым и Арсением Трудолюбивым).

 



 
PR-CY.ru