МАРУФ, Марута - Страница 4

К памятникам такого рода исследователи относят следующие иконы: «Сказание, каким святым каковые благодати-исцеления даны» второй половины XIX в. (Государственный музей истории религии) – Маруф и Нифонт изображены фронтально в рост, Маруф – в белой крещатой фелони и красном подризнике, с омофором, правой рукой благословляет, в левой перед грудью держит Евангелие, у него длинная клиновидная борода, голова не покрыта; «Киим святым каковые благодати исцеления от Бога даны» (вторая половина XIX в., частное собрание) – так же. Вместе с епископом Кипрским Нифонтом (представлен как преподобный), Маруф изображён на переносном (походном) иконостасе (XIX в., Урал (?), Русский музей) в третьем ряду; указан день памяти и помещён текст о «функции» этих святых, которым надлежит молиться о «прогнании лукавых духов от человек и скотов». На ветковском «лечебнике» оригинальной иконографии 28 отдельных клейм группируются в шесть рядов вокруг центрального образа Господа Вседержителя на престоле; Маруф помещён в первом клейме пятого ряда, вместе с Нифонтом, с надписью: «О сохранении от злого очарования» (XIX в., Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Фёдора Григорьевича Шклярова). К типу «лечебников» с избранными святыми, куда входит и образ Маруфа, исследователи относят немногочисленные иконы, написание которых было обусловлено нуждами заказчика, в том числе желанием иметь образ соимённого святого. Например, на иконе «Богородица “О Всепетая Мати”, святые Маруф Мартиропольский, Нифонт Кипрский и Парфений» (XIX в., частное собрание, Украина) полуфигура Маруфа помещена на левом поле, над ростовым изображением епископа Нифонта (в монашеских одеждах), на Маруфе – крещатая риза, омофор, на голове митра; фигуры обращены к центру; на правом поле, очевидно, небесный патрон заказчика блаженный Парфений Суздальский. Маруф изображён в рост на правом поле Черниговской иконы Божьей Матери гуслицкого письма (конец XIX в., собрание священника Михаила Егорова). У него длинная, слегка раздвоенная на конце борода, волосы спадают отдельными прядями-«космочками»; одежды святительские, в правой руке закрытое Евангелие. Ниже находится ростовое изображение епископа Нифонта в монашеских одеждах, на левом поле – ангел-хранитель и преподобный Моисей (Угрин?). У исследователей нет достаточных оснований, чтобы рассматривать изображение святого, представленного на иконе «Архангел Михаил, побивающий трясовиц, священномученик Сисиний и преподобный Маруф, с мученичеством Сисиния» (1831 г., Тверь (?), собрание В.М. Федотова), как образ Маруфа, поскольку, несмотря на надписание имени («Пр(д): Маруфъ»), святой, стоящий за священномучеником Сисинием, епископом Кизическим, облачён в одежды преподобного, а не святителя. Иными словами, на иконе вполне может быть изображён преподобный Марон, часто встречающийся в этой композиции. Исследователи отмечают сходство «функций» Маруфа и преподобного Марона – как помощников в борьбе с бесами. Поскольку «дополнительные» святые в композиции побивания архангелом трясовиц (лихорадок) и взирающего на это действие священномученика Сисиния могли меняться, то вероятность того, что иконописец намеревался изобразить Маруфа, сохраняется, несмотря на тип одежды (ср., например, упомянутый вариант изображения как преподобного Кипрского епископа Нифонта; в этом контексте исследователи приводят формулировку в подлиннике по списку Г.Д. Филимонова, предваряющую описание облика Маруфа: «…Преподобного отца нашего Маруфа, епископа»).



 
PR-CY.ru