МАРУФ, Марута - Страница 2

В «Восточном синодике» сообщается, что каноны первого Вселенского Собора перевёл на сирийский язык Маруф. Этот перевод, как и другие тексты, приписываемые Маруфу, в том числе послание к католикосу Исааку, издал Артур Выыбус (по мнению исследователей, едва ли возможно атрибутировать все эти тексты Маруфу). В актах Собора 410 г. предстоятель Церкви Востока Исаак назван «католикосом и главой епископов всего Востока», его подпись стоит первой, а подпись Маруфа – второй. Таким образом, Маруф как представитель Византийской церкви подтвердил независимость (автокефалию) Церкви Востока. В научной литературе кончина Маруфа обычно датируется временем до 420 г., поскольку в деяниях очередного Собора Церкви Востока, проходившего в этом году в Селевкии-Ктесифоне, упоминания о Маруфе отсутствуют. Сохранились несколько несомненно подлинных произведений Маруфа. «Трактат о ересях» содержит перечень основных лжеучений, в том числе ересей Симона Волхва, Монтана, Маркиона, Бардесана, Павла Самосатского, Ария, Евномия, Македония I, а также учения Мани (см. ст. Манихейство); каждой ереси дана краткая характеристика. Сочинение «Разъяснение слов» представляет собой, по мнению исследователей, толкование греческих христианских терминов, среди которых понятия, связанные с духовенством: «чин», «клирик», «епископ», «хорепископ», «диакон», а также слов «Церковь», «православный», «ересь» и др. Проповедь Маруфа на Антипасху раньше ошибочно приписывалась епископу Тагрита Маруте. В этой проповеди Маруф цитирует евангельский текст по «Диатессарону». Кроме того, Маруфу традиционно атрибутируются «Акты сирийских мучеников». Бóльшая часть данного собрания была переведена на армянский язык Авраамом Зенакским в 454–463 гг. (перевод некоторых разделов был выполнен позднее другими лицами). Исследователи считают вполне вероятным, что Маруф также дополнил Сирийский мартиролог, содержащий имена как западных, так и восточных святых, списком персидских мучеников (данный мартиролог входит в состав рукописи, созданной в Эдессе в ноябре 411 г.), и представляет собой перевод на сирийский язык греческого текста, составленного не позднее 360 г. Исследователи полагают, что если основная часть Сирийского мартиролога – это календарь с именами мучеников с декабря по ноябрь, то в дополнении последовательно перечислены так называемые первые мученики, епископы, священники и диаконы (см. ст. Мартиролог). Первоначально Маруф был погребён в Майферкате. Впоследствии его мощи были перенесены в монастырь Дейр-эс-Суриан (Вади-эн-Натрун, Египет), где раку с ними видел французский путешественник Шарль-Николя-Сигизберт Соннини в 1778 г. Имя Маруфа исследователи достаточно редко встречают в сирийских календарях. Одним из немногих исключений исследователи называют поздний яковитский календарь из Алеппо (не раньше XIII в.), в котором его память помещена под 3 октября (встречается также память под 17 февраля). В византийских Синаксарях Маруф упоминается под 16 и 17 февраля; под 16 февраля – в копто-арабском (22 амшира) и армянском (10 мехекана) Синаксарях. В «Повествовании» в качестве даты памяти Маруфа указано 17 февраля, в Житии из «Императорского Минология» – 28 февраля. В средневековых латинских мартирологах имя Маруфа исследователи не встречают. Лишь в «Римском Мартирологе» (1584 г.), подготовленном кардиналом Цезарем Баронием, Маруф упомянут под 4 декабря. В славяно-русской традиции переводы пространных Житий Маруфа исследователям неизвестны.

 



 
PR-CY.ru