МАРУФ, Марута

МАРУФ, Марута (ум. после 410 г.) – епископ Майферката (греч. Мартирополь; араб. Майафарикин; ныне Сильван, Турция), святитель (память 16 февраля; память в Западной церкви 4 декабря). Сведения о Маруфе сохранились в составе сирийских («Восточный синодик», «История» Григория Бар Эвройо), греческих (церковные истории Сократа Схоластика и Созомена), арабских («Хроника Сеерта», «Книга башни») источников. Кроме того, исследователям известны два греческих агиографических текста, посвящённых Маруфу: «Повествование» из Минология за февраль (Х в.) и основанное на нём Житие, вошедшее в состав Императорского Минология; армянское Житие Маруфа, переведённое с сирийского языка, и небольшой отрывок оригинального сирийского текста Жития. Содержащий анахронизмы рассказ о Маруфе в связи с историей Майафарикина приводит арабо-мусульманский историк Ибн аль-Азрак аль-Фарики (XII в.) с опорой на сирийское сказание, хранившееся в церкви Майафарикина и переведённое для него на арабский язык неким христианином (в XIII в. эту версию с небольшими отличиями пересказывали Якут и Закария аль-Казвини. Маруф родился в середине IV в. в семье правителя провинции Софена, столицей которой была Амида (ныне Диярбакыр, Турция). На родине Маруф изучал медицину, затем был рукоположён во епископа Майферката. После смерти отца к Маруфу перешла светская власть в Софене. Григорий Бар Эвройо сообщает о широкой известности Маруфа, ставя его в один ряд с Епифанием Кипрским. После заключения мира с персами византийский император Аркадий направил к шаханшаху Йездигерду I посольство (399 или 400 г.), которое возглавил Маруф. Результатом этого посольства стало улучшение положения христиан на территории сасанидского Ирана. Согласно Сократу Схоластику, почтительное отношение шаханшаха к Маруфу было вызвано, в частности, тем, что тот излечил его от головной боли, а посетив Иран во второй раз, избавил его сына от демона. Йездигерд I позволил Маруфу собрать мощи персидских мучеников (см. ст. Мартиропольские мученики). Маруф доставил их в свой город, который в связи с этим получил название Мартирополь (греч. «город мучеников»). Армянская традиция приписывает Маруфу также перенесение в Мартирополь мощей апостола Варфоломея. Ряд исследователей относят первое посольство Маруфы ко времени правления шаханшаха Шапура II (309–379 гг.), жестоко преследовавшего христиан (см. ст. Гонения на христиан в доисламском Иране), что противоречит данным «Истории» Григория Бар Эвройо. Иоанн Златоуст в письме к диакониссе Олимпиаде, которое датируется концом 404 г., упоминает о Маруфе и о посланных к нему двух письмах. Иоанн Златоуст намеревался узнать о состоянии миссии в Иране, результаты которой очень волновали его (высказывалось мнение, что он был одним из инициаторов этой миссии). При этом Иоанн Златоуст писал о необходимости извлечь Маруфу «из западни», что может служить указанием на сложности в их отношениях, причиной которых было участие Маруфа в Соборе «при Дубе» (403 г.), который осудил Иоанна Златоуста. Во время второго посольства в Иран Маруф доставил местным епископам письмо от «западных отцов», в котором говорилось о необходимости созыва Собора Церкви Востока и нормализации церковной жизни после окончания гонений, в том числе путём рецепции постановлений первого Вселенского Собора. В феврале 410 г. с разрешения Йездигерда I в Селевкии-Ктесифоне был созван Собор, принявший под руководством католикоса-патриарха Исаака  больше двадцати канонов, а также Никейский Символ веры.

 



 
PR-CY.ru