МОНОТЕИЗМ, единобожие - Страница 2

Как форма религиозных воззрений монотеизм делится на инклюзивный (включающий) и эксклюзивный (исключающий) типы. Первый утверждает, что боги, почитаемые другими религиями, в действительности лишь иные имена единого Бога. С точки зрения второго эти боги либо падшие ангелы (бесы, демоны), либо некогда обожествлённые люди (правители, герои, предсказатели, целители, искусные мастера), либо просто плоды человеческой фантазии. Христианство исходит из положения, что монотеизм – это первоначальная религия человечества. Согласно библейскому повествованию, знание о едином Боге прародители восприняли в раю и передали своим потомкам, однако распространение пороков среди людей привело к помрачению их разума, воли и чувств, следствиями чего стали утрата истинного понятия о Боге и возникновение многобожия и других ошибочных религиозных верований. По словам апостола Павла, язычники, «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:22–25). Ко времени жизни Авраама вера в единого Бога была достоянием немногих праведников. В потомстве Авраама монотеизм был утверждён Богом и ограждён строгими предписаниями Закона. Первая из десяти заповедей гласит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2–3). Пророк Моисей наставляет евреев: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). И через пророка Исаию Господь говорит: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6), «Я Господь, и нет иного» (Ис. 45:6). Утверждение единства и единственности Бога содержится как в Ветхом Завете так и в новозаветной проповеди Спасителя и апостолов: «...Нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4). Относительно ветхозаветного монотеизма в современной научной литературе ведётся дискуссия. В святоотеческой традиции тема монотеизма рассматривается в двух основных контекстах: в утверждении единобожия как такового и в связи с триадологией. Христианские писатели, в частности, раннехристианские апологеты, полемизировавшие с язычеством, а также с языческими влияниями в христианстве (гностицизм манихейство), нередко использовали аргументы, опирающиеся на правила формальной логики, в том числе заимствованные из сочинений античных философов, придерживавшихся монотеизма как религиозно-философского концепта.

 



 
PR-CY.ru