МОНОТЕИЗМ, единобожие

МОНОТЕИЗМ, единобожие – термин, обозначающий религиозную веру в одного Бога, противопоставляется политеизму (многобожию). Термин «монотеизм» был введён в богословско-философский лексикон Генри Мором (1614–1687 гг.) в полемическом сочинении «An Explanation of the Grand Mystery of Godliness» (1660 г.). Генри Сент-Джон, виконт Болингброк (1678–1751 гг.), использовал этот термин в названии эссе «On the Rise and Progress of Monotheism» (1754 г.), в котором обосновывал принципы деизма. Термин утвердился в богословии и философии благодаря авторитету Фридриха Даниэля Эрнста Шлейермахера и его сочинению «Der Christliche Glaube» (1830/1831 г.). Монотеизм неоднороден и имеет ряд богословских и философских разновидностей: теизм, пантеизм, панентеизм и деизм. Теизм представляет собой веру в Бога как в абсолютную бесконечную личность, стоящую над миром, трансцендентную ему и в то же время причастную к жизни мира. В теизме Бог рассматривается как творец мира и источник всех благ, промыслитель и судия. Теизм представлен в христианстве, иудаизме, исламе. В отличие от теизма для пантеизма характерно представление о тождестве Бога и природы. В древности пантеизм был свойственен индуистской философии Веданты, считавшей мир эманацией Брахмы, греческой философской Элейской школе (бог – «единое всё»), неоплатонизму, соединившему восточное учение об эманации с платоновской теорией идей, а также классическому буддизму и одному из его главных направлений – хинаяне. В Средние века пантеизм выразился на исламской почве в исмаилизме и мистическом суфизме. Черты пантеизма присутствуют в метафизике Иоанна Скота Эриугены, в учениях Амальрика Бенского и Давида Динантского, в мистической теософии Иоанна Экхарта. Особое значение пантеизм приобрёл в эпоху Возрождения и в Новое время, характерен для философских систем Николая Кузанского, итальянских и немецких натурфилософов (Бернардино Телезио и Филиппа Парацельса), Бенедикта (Баруха) Спинозы, немецких идеалистов (Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, Давида Фридриха Штрауса, Людвига Фейербаха). Панентеизм (термин введён немецким философом Карлом Кристианом Фридрихом Краузе в 1828 г.), согласно которому мир заключён в Боге, но не тождествен ему, свойственен индуистскому учению о Брахме-творце, содержащем в себе вселенную. Согласно деизму, бог – это безличная первопричина, мировой разум, породивший мир, но не слитый с ним и не участвующий в жизни мира; познать его можно лишь с помощью разума, но не откровения. Деизм получил распространение в европейской философии раннего Нового времени. В политеистических религиях черты монотеизма сохранились в виде генотеизма, для которого характерна вера в нескольких богов с одним высшим Богом, и монолатрии, т.е. религиозном поклонения только одному Богу при допущении существования других богов (например, культ Атона в Древнем Египте).

 



 
PR-CY.ru