МАНСВЕТОВ Иван Данилович - Страница 4

В первом разделе работы автор делает обзор источников для реконструкции системы постов и практики пощения, а во втором рассматривает историю происхождения каждого из многодневных и однодневных постов. Несколько исследований И.Д. Мансветов посвятил вопросам книжной справы патриарха Никона и в целом старообрядческому расколу. Так, в статье «Как у нас правились церковные книги» (1883 г.) И.Д. Мансветов на материалах архива Типографской библлиотеки в Москве знакомит читателя с приёмами справщиков, а в статье «Как у нас правились Типик и Минеи» (1884 г.) поэтапно описывает историю исправления этих богослужебных книг, указывает на основные недочёты и ошибки и даёт рекомендации, как можно было бы решить те или иные проблемы. Из исследований И.Д. Мансветова по церковной археологии особого внимания исследователей заслуживают работы: «Об устройстве церковно-археологических музеев» (1872 г.) – в ней автор перечисляет основные принципы, в соответствии с которыми следует организовывать работу археологических музеев, сохраняющих памятники церковной старины; «Омофор» (1871 г.) – в статье описана история происхождения и использования этого предмета епископского облачения; статьи по истории архитектуры новгородских церквей («Архитектура и живопись древнейших новгородских церквей» (1873 г.), «Церковно-строительная деятельность в Новгороде» (1876 г.)); статьи, написанные И.Д. Мансветовым в рамках проекта создания археологического словаря («Материалы для Археологического словаря», 1880 г.). Исследователи отмечают, что некоторые рецензии И.Д. Мансветова имеют самостоятельное научное значение: например, отзывы на издания архимандрита Сергия (Спасского) («Полный месяцеслов Востока»; 1878 г.), архимандрита Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) («Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII в.» и «К статье о греческом Кондакаре XII–XIII в.»; 1880 г.), Лавослава (Леопольда) Гейтлера («Древнейший славянский Требник»; 1883 г.) и др. Исследователи отмечают, что судя по всему, после кончины И.Д. Мансветова его научный архив был передан профессору Московской духовной академии Александру Петровичу Голубцову, т.к. в архиве библиотеки Московской духовной академии сохранились фрагменты рукописных лекций И.Д. Мансветова по церковной археологии и литургике разных лет, которые содержат правку, внесённую рукой А.П. Голубцова (А.П. Голубцов использовал эти материалы в своих лекциях и печатных работах, о чём свидетельствует сопоставление лекций А.П. Голубцова, опубликованных в 1917–1918 гг., с сохранившимися лекциями И.Д. Мансветова). Как преподаватель церковной археологии и литургики И.Д. Мансветов руководил написанием кандидатских и магистерских диссертаций. В архиве Московской духовной академии сохранилось 12 отзывов на сочинения разных лиц: В.Е. Румянцева, Г. Якубова, В. Кунаховича, Н. Виноградова, А. Лебедева, К. Маркова, В. Миртова, Л. Постникова, В. Соколова, П. Щёголева, В. Товарова, Г.А. Воскресенского (Центральный исторический архив Москвы). Из эпистолярия И.Д. Мансветова сохранились: 28 писем к филолог и археологу Ивану Васильевичу Помяловскому (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки), 24 письма к ректору Московской духовной академии протоиерею Сергею Константиновичу Смирнову (Центральный исторический архив Москвы), четыре письма к историку Карлу Карловичу Гёрцу, письмо к академику Афанасию Фёдоровичу Бычкову от 8 января 1882 г. (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки) и др. Исследователи отмечают, что письма носят деловой характер, содержат некоторые подробности биографии И.Д. Мансветова, в частности, его деятельности в должностях помощника секретаря и секретаря Московского археологического общества.



 
PR-CY.ru