МАНСВЕТОВ Иван Данилович - Страница 2

Рецензент работы Алексей Петрович Лебедев оценил сочинение очень высоко и признал автора достойным этой степени, с чем согласился и совет (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Вслед за этим совет Московской духовной академии ходатайствовал перед Синодом о присвоении И.Д. Мансветову звания ординарного профессора. Указом императора от 7 января 1886 г. И.Д. Мансветов был утверждён в звании со дня избрания советом академии – с 18 ноября 1885 г. (Центральный исторический архив Москвы). За время преподавания в Московской духовной академии И.Д. Мансветов неоднократно представлялся академическим начальством к государственным чинам (в 1876 г. – коллежского советника со старшинством, в 1880 г. – статского советника) и наградам (орденам святого Станислава третьей степени (1877 г.), святой Анны третьей степени (1880 г.) и свяого Станислава второй степени (1883 г.)). Принимая во внимание научные достижения И.Д. Мансветова, его избирали своим членом различные организации и общества: в 1872 г. – Московское общество любителей древней письменности; в 1876 г. – этнографический отдел Императорского общества естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском университете; в 1882 г. – Русское археологическое общество в Санкт-Петербурге. От природы И.Д. Мансветов обладал слабым здоровьем и «нервно-золотушным телосложением», из-за чего, по мнению исследователей, так и не женился. Последние полтора года жизни тяжело болел и находился в «крайне дурном расположении духа», что несколько ослабило интенсивность его научных занятий. В октябре 1885 г. по совету врачей И.Д. Мансветов отправился на четыре месяца в Ялту, однако ялтинская промозглая погода не благоприятствовала выздоровлению, и вскоре он скончался от воспаления лёгких. Отпевание было совершено в Ялте, а 23 декабря 1885 г. тело И.Д. Мансветова доставили в Москву. Погребён на московском Новодевичьем кладбище. Самой значительной работой И.Д. Мансветова  исследователи называют монографию «Церковный устав (Типик): его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви» (М., 1885 г.), отчасти составленную из ряда его статей о «Типиконе». В силу специфики содержания сочинения возникли трудности с его реализацией, поэтому И.Д. Мансветов решил ходатайствовать перед Синодом рекомендовать книгу для приобретения в фундаментальные библиотеки духовных семинарий «в качестве пособия для преподавателей литургики». Однако он так и не дождался ответа из учебного комитета; лишь 10 апреля 1886 г. Московская духовная академия была уведомлена, что книга признана достойной рекомендации для приобретения семинарскими библиотеками (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). На собрании совета Московской духовной академии 22 января 1886 г. работа И.Д. Мансветова была представлена на соискание Макариевской премии в 500 руб., и уже на заседании 12 марта того же года премия была присуждена (её решено было выдать родственникам для «устройства памятника... над могилой профессора»). Исследователи отмечают, что в книге И.Д. Мансветова нет глав, материал располагается по тематическому принципу. После краткого предисловия автор говорит об истории богослужебных уставов, разделяя её на три периода. Периоды с IV по IX в. и IX–X в. характеризуются как время до фиксации полных уставов, а третий период (со второй четверти XI в.) отмечен появлением и развитием полноценных богослужебных уставов.

 



 
PR-CY.ru