МАНСВЕТОВ Иван Данилович - Страница 3

Далее автор переходит к истории происхождения и описанию чина богослужения согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам. Посвятив несколько страниц уставам Великой церкви и святогорскому, останавливается на первопечатном греческом «Типиконе», новом издании устава Великой церкви и уделяет внимание судьбе «Иерусалимского Типикона» в славянских землях, в том числе в России, где существовали особые оригинальные редакции этого устава вплоть до богослужебной реформы патриарха Никона. В приложениях к исследованию автор поместил вспомогательные материалы, призванные помочь читателю разобраться в истории богослужебных уставов. Работа И.Д. Мансветова была первым в мировой науке исследованием, посвящённым комплексному изучению истории богослужебных уставов. Официальный рецензент книги профессор Московской духовной академии МДА А.П. Лебедев отмечал, что «со стороны обработки материалов и знакомства с источниками труд автора нужно ставить высоко», «эрудиция автора есть черта, самая выдающаяся в сочинении» (Российская государственная библиотека). О книге И.Д. Мансветова посчитал нужным высказаться в печати и Алексей Афанасьевич Дмитриевский, причём дважды: сразу после выхода монографии в 1885 г., когда сделал краткий её обзор, и спустя три года в связи с её представлением к Макариевской премии. В своём не всегда справедливом, по мнению исследователей, отзыве А.А. Дмитриевский отметил, что книга И.Д. Мансветова «не даёт нам систематически последовательной истории нашего церковного устава... – это добросовестно составленная библиография» (тем не менее, рецензент признал, что это исследование должно стать «настольной книгой для всякого, занимающегося литургикой», и счёл возможным присудить автору монографии половину премии митрополита Макария). Несколькими годами раньше были опубликованы статьи, посвящённые песненному последованию («О песненном последовании». 1880 г.). В первой статье И.Д. Мансветов на основании сочинения Симеона Солунского «О молитве» и изданных Жаком Гоаром молитв песненной вечерни, утрени и других служб рассматривает общий строй богослужения, а во второй анализирует отдельные службы, совершаемые по этому уставу. Поскольку И.Д. Мансветов писал работу задолго до издания А.А. Дмитриевским и Хуаном Хосе Матеосом «Типикона Великой церкви», его некоторые выводы, по мнению исследователей, могут быть скорректированы. Темы истории русского богослужения в переходный период И.Д. Мансветов касался в исследовании о митрополите Киприане и его литургических трудах (1882 г.). В работе автор детально рассматривает сохранившиеся богослужебные книги Киприана (Требник, Служебник, Псалтирь) и приписываемые ему сочинения; на основании этого корпуса И.Д. Мансветов восстанавливает образ богослужения XIV в. В приложениях к исследованию автор публикует документы по истории богослужения во времена митрополита Киприана. А.А. Дмитриевский в первые годы своей преподавательской деятельности читал студентам Казанской духовной академии историю русского богослужения, активно используя наработки И.Д. Мансветова. Исследователи называют ещё одну значимую для изучения литургики работу И.Д. Мансветова, не имеющую в мировой науке аналогов, – «О постах Православной Восточной Церкви». Задачей своего исследования автор поставил «проследить судьбу [поста] на христианском востоке в так называемую византийскую эпоху и выяснить его положение в практике Греко-Русской Церкви».

 



 
PR-CY.ru