МАМОНИЧИ - Страница 4

В 1588 г. Мамоничи получили заказ на издание свода законов, действовавших в Великом княжестве Литовском, – «Статута Великого князства Литовского» (первое издание 1588 г.; второе издание 1592/1593 г.; третье издание 1594/1595 г.), который существовал до этого в рукописных вариантах разных редакций. «Трибунал...» и «Статут...» набраны курсивным шрифтом, ранее использованным в «Сборнике» 1585 г. Изданием официального характера была напечатанная курсивом однолистная «Грамота Сигизмунда III на проезд Иеремии, патриарха Константинопольского» (15 июля 1589 г.), в которой король позволял патриарху проехать по землям своего государства для освидетельствования церквей «закону греческого». К изданиям Мамоничей 1590 гг. исследователи относят некоторые книги, не имеющие выходных данных: «Пандекты Никона Черногорца» (около 1592 г., не окончено), несколько малоформатных Букварей и Часословов (1592–1601 гг.). С середине 1590 гг. Мамоничи выпускали униатские книги: труд Ипатия Потея «Уния, албо Выклад преднейших артыкулов, ку зъодноченью греков с костелом Рымским належащых» (1595 г.), перевод сочинения Петра Скарги «Описанье и оборона собору рускаго Берестейского» (1597 г.), «Справедливое описанье поступку и справы сынодовое и оборона згоды и едности съвершенное, которая ся стала на сыноде Берестейском в року 1596» (1597 г.), «Возражение на Апокрисис и Отпис» (после 1599г.). Издание униатской литературы стало основным направлением деятельности типографии Мамоничей на третьем, последнем этапе (1601–1623 гг.), когда руководство семейным делом перешло в руки Леона (Льва) Кузьмича (Козьмича), принявшего унию. Среди униатских книг, вышедших в этот период, – «Молитвы повседневные» (первое издание 1601 г.; второе издание 1609 г.) под редакцией Леона Мамонича, «Апология Флорентийского собора» (1604 г.), «Тезисы (ΘΕΣΕΣ)» Иосифа Вельямина Рутского (после 8 января 1608 г.), «Гармония, альбо Согласие веры, сакраменътов и церемоней святое Восточное Церъкви с костелом Рымъским» (около 1608 г.). Исследователи отмечают, что униатский характер имеют Часослов (1617 г.) и Служебник (1617 г.), изданные под редакцией Льва Сапеги. Леон Мамонич напечатал богослужебные книги: Триодь цветная (1609 г.) и Триодь постная (1609 г.?) – точные копии московских изданий Андроника Невежи (24 ноября 1591 г. и 8 ноября 1589 г.). Впоследствии книг, предназначенных для реализации в России, типография Мамоничей не выпускала, поскольку началась регулярная работа на московском Печатном дворе. Последним изданием кириллического шрифта, напечатанным у Мамоничей, была «Грамматика, албо Сложение письмени, хотящим ся учити славеньского языка малолетним отрочатом» (1621 г.) – извлечение из «Грамматики» Мелетия (Смотрицкого) с текстами для чтения из богослужебных книг. Леон Мамонич выпустил несколько изданий религиозно-полемического и официального содержания на польском языке, в их числе – два издания «Статута...» (1614, 1619 гг.) и три издания «Трибунала...» (1616, 1619, 1623 гг.), а также значительное количество похвальных речей, надгробных и поздравительных Слов для частных лиц. После завершения деятельности «Друкарни дому Мамоничов» в 1624–1625 гг. типографское имущество было распродано и перешло в собственность виленских братских типографий, в том числе православной Свято-Духовской и униатской Свято-Троицкой.



 
PR-CY.ru