МАМОНИЧИ

МАМОНИЧИ – семья книгоиздателей, которые внесли значительный вклад в развитие кириллического книгопечатания в Великом княжестве Литовском в последней четверти XVI – первой четверти XVII вв. Издателями были двое из трёх сыновей преуспевающего виленского купца Ивана Мамонича (среди прочего торговавшего книгами) – Лука (Лукаш) Иванович (ум. в 1606 г.) и Кузьма Иванович (ум. в 1607 г.). Братья занимали важные государственные должности: Кузьма в 1577, 1583, 1595 и 1601 гг. избирался виленским бурмистром; Лука был назначен старостой города Дисна, в 1585 г. занял пост скарбного (казначея) Великого княжества Литовского. К маю 1574 г. они создали в своём доме в Вильно «Друкарню Мамоничов» («Друкарню дому Мамоничов»), просуществовавшую дольше, чем другие частные типографии в Юго-Западной Руси, – почти 50 лет (с перерывами). В 1574–1623 гг. вышло из печати около 85 изданий, среди которых – богослужебные и библейские книги, официальные документы, законодательные акты, учебные пособия и др. Типография Мамоничей объединила вокруг себя православных меценатов из Вильно (братья Иван и Зиновий Семёновичи-Зарецкие и др.) и других мест (князья Константин Константинович Острожский и Андрей Михайлович Курбский). В деятельности типографии Мамоничей исследователи выделяют три этапа. На первом этапе (1574–1576 гг.) в типографии Мамоничей трудился приехавший в Литву из Москвы печатник Пётр Мстиславец. Подготовленные им книги – Евангелие (30 марта 1575 г.), Псалтирь (16 января 1576 г.), Часовник (1574–1576 гг.) – по достоинству орнамента, гравюр, по качеству бумаги, по уровню набора превосходят все последующие издания Мамоничей. Исследователи отмечают, что шрифт Петра Мстиславца красив и чёток, ориентирован на литургический полуустав московских рукописей. Впоследствии отлитый Петром Мстиславцем шрифт копировали везде, где печатались напрестольные Евангелия. В послесловиях к указанным изданиям Пётр Мстиславец благодарил своих покровителей Мамоничей, которые во всём «изобильно его довольствовали». На первом этапе типография Мамоничей не испытывала давления со стороны правительства. Однако вступление в 1576 г. на польский престол ревностного католика Стефана Батория побудило Мамоничей, не желавших рисковать своим положением, остановить книгопечатание и расстаться с Петром Мстиславцем, который обратился в связи с этим в суд. Мамоничам были присуждены изданные книги, Петру Мстиславцу – типографское оборудование и денежная компенсация. Однако решение суда исполнено не было, и в течение нескольких лет типография Мамоничей стояла опечатанной. Возобновление работы типографии Мамоничей исследователи связывают с усилением позиций братьев в правящих кругах: Лука в 1582 г. получил привилей на войтовство, а Кузьма в 1583 г. вновь стал бурмистром Вильно. На протяжении второго, наиболее значительного этапа (1582–1601 гг.) книгоиздательской деятельности Мамоничи испрашивали у властей разрешение на издание православных книг, выполняли официальные заказы, предоставляли типографский материал для униатских изданий.

 



 
PR-CY.ru