МАМОНИЧИ - Страница 3

Перевод учебника диалектики под заглавием «Другие диалектики Иона Спанинбергера о силогизме вытолкована» также был сделан князем А.М. Курбским, как полагают исследователи, с руководства Иоганн Шпангенберга ««Основы тривиума, или Вопросы грамматики, диалектики и риторики», изданного в Кракове в 1544 и 1552 гг. и в Будишине в 1560 г. Издание «Грамматики» (южнославянского грамматического трактата XIV в. «О осмих частех слова») было предназначено для открывшейся в Вильно школы Свято-Троицкого братства. Рукопись трактата была передана Мамоничам князем К.К. Острожским. Сотрудничество Мамоничей с острожским издательским центром подтверждает и тот факт, что послесловие к «Грамматике» и весь текст «Диалектики» набраны шрифтом «Острожской Библии». К Мамоничам попали незаконченные экземпляры «Острожской Библии», для которых в середине 1590 гг. допечатали листы, получившие название Виленских. Исследователи отмечают, что многие богослужебные и библейские книги, выпущенные Мамоничами, воспроизводят элементы изданий бывших московских печатников Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца. Исследователи усматривают в этом как нежелание Мамоничей афишировать свою деятельность в пользу православных (из этих же соображений Мамоничи не указывали выходные данные у большинства изданий), так и стремление продавать свою продукцию в России. Так, изданная Мамоничами Псалтирь с восследованием (10 февраля 1586 г.) копирует Псалтирь с Часословцем Ивана Фёдорова (Заблудово, 23 марта 1570 г.): воспроизведены шрифт, гравюра царя Давида со львом, широкая травная заставка перед первым псалмом. В четырёх Псалтирях, выпущенных Мамоничами в 1590 гг. – в трёх Псалтирях с восследованием (1591–1592 гг.; 30 ноября 1593 г.; после 1593 г.) и Псалтири (8 января 1592 г.) – использованы шрифты московского рисунка. Шрифтом московского рисунка набраны три издания Апостола (датировано только первое издание – 8 июня 1591 г.), заставки в которых являются близкими копиями заставок во львовском Апостоле Ивана Фёдорова (15 февраля 1574 г.). Евангелие учительное (1595 г. – два издания: с пагинацией и без) по набору, орнаментике, гравюрам повторяет Евангелие учительное Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца (Заблудово, 17 марта 1569 г.). Два напрестольных Евангелия (17 июня 1600 г. и 17 июля 1600 г.) напечатаны по образцу изданного в типографии Мамоничей в 1575 г. Евангелия Петра Мстиславца, но несколько упрощённо. Шрифту и орнаменту Петра Мстиславца Мамоничи пытаются подражать в Псалтири после 1600 г. Мамоничи достигли своей цели: их издания охотно покупали в Русском государстве. В частности, напрестольное Евангелие 1600 г. было приобретено Московским патриархом Иовом (в Московскую Русь попадали даже макулатурные листы типографии Мамоничей). Мамоничи получали от властей заказы на издание государственных актов. В 1586 г. братьям было поручено напечатать утверждённый в 1581 г. акт, регулирующий судопроизводство, – «Трибунал обователям Великого князства Литовского, на сойме Варшавском даный в року 1581» (1586 г.).

 



 
PR-CY.ru