МОКИЙ - Страница 6

На фреске кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне (1546–1547 гг., мастер Зорзис (Дзордзис Фукас)) – ростовой образ представлен в фелони с орнаментом в виде трилистника, у ворота – в центре образ Спасителя в медальоне, который фланкирует медальоны с крестами и надписями: «IC XC NIKA» – тема победы мученика над смертью во имя Христа; здесь Мокий показан тёмноволосым средовеком с вьющимися тёмными волосами, тонзурой на голове и округлой вьющейся же бородой; обеими руками держит кодекс (левая скрыта под фелонью). Образ святого входит в минологии, особенно в те, в программе которых заложен принцип, «как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года». В разделе с таким названием Мокий ещё раз описан в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота под 11 мая, характеристика образа та же: «Молодой с малою бородою». В настенных минологиях в росписи притворов в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317/1318 гг.) и церкви Благовещения монастыря Грачаница (около 1320 г.), а также на миниатюре из Минология на год с циклами двунадесятых праздников деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (1322–1340 гг.) Мокий изображён в мучении. Ростовой образ святого показан на миниатюре в греко-грузинской рукописи конца XV в. (так называемый Афонской книге образцов; Российская национальная библиотека). Соответствующий описанию в подлинниках образ Мокия-старца исследователи встречают в составе изображений святых на русских минейных иконах на май, а также в гравированых святцах, например, на иконах-минеях на май конца XVI в. (Череповецкое музейное объединение) и начала XVII в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), на минее годовой начало XIX в. (Ульяновский краеведческий музей). Определяющим моментом в идентификации этих соименных святых (особенно при утрате надписи) исследователи называют состав одежд, характеризующий чин их святости. Однако на минее годовой первой половины XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен – атрибутирован как Мокий) святой представлен в облачении архиерея, т.е. в крещатой фелони и с омофором. Ошибочно, по мнению исследователей, как святитель в фелони, с омофором Мокий изображён и на минейном офорте на май с раскраской в пять цветов работы Ивана Константиновича Любецкого (1730 г., Российская государственная библиотека). В гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского (1713, 1722 г.; оттиски в Государственном литературном музее и Российской государственной библиотеке) иконографическая достоверность облика святого в облачении, по мнению исследователей, соблюдена: Мокий изображён в фелони без омофора, в левой руке держит открытый кодекс, на текст которого указывает перстом правой руки.



 
PR-CY.ru