МОКИЙ - Страница 4

В «Типиконе Великой церкви», отражающем особенности кафедрального богослужения Константинополя IX–XI вв., Мокий упоминается 11 мая без богослужебного последования. В «Студийско-Алексиевском Типиконе» 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря Мокий не упоминается, но в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Российская национальная библиотека (XI в.) и Исторический музей (XI–XII вв.) 11 мая помещена служба Мокию, включающая минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, седален. Такой же состав имеет богослужебное последование Мокия и в «Евергетидском Типиконе» второй половины XI в. В «Мессинском Типиконе» 1131 г., представляющем собой южно-итальянскую редакцию Студийского устава, Мокию назначается отпустительный тропарь, что предполагает совершение службы с пением на утрене «Бог Господь». В древнейших сохранившихся греческих и славянских редакциях Иерусалимского устава память Мокия отмечается 11 мая; богослужебные указания ограничиваются отпустительным тропарём. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. помимо отпустительного тропаря указан также кондак Мокию. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 11 мая не отмечено праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); служба Мокию соединяется с рядовой службой Октоиха; новой гимнографии Мокия не указано. В пореформенном издании московского Типикона 1682 г. (лежит в основе современного Типикона РПЦ) общий отпустительный тропарь мученику, который назначался Мокию в рукописях и предыдущих изданиях, был заменён общим тропарём священномученику. Последование Мокия, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает отпустительный тропарь четвёртого гласа, кондак восьмого гласа с икосом, анонимный канон без акростиха четвёртого гласа, ирмос. В греческой Минее помещён совмещённый канон Мокию и Обновлению Константинополя, причём тропари Мокию те же, что и в славянском каноне, но в каждой песни оставлено только по одному – двум тропаря; цикл стихир-подобнов, седален (разные в греческой и русской Минеях). По рукописям исследователям известны песнопения Мокию, не вошедшие в современные богослужебные книги: дополнительные икосы кондака Мокию; канон с именем автора (Георгия, епископа Никомидийского) в богородичнах с акростихом «Страдальческое Мокий претерпел состязание» второго гласа, ирмос (начало: «Страдальческий венец из слов сплетающие»); канон с именем автора (Иосифа Песнописца) в акростихе девятой песни четвёртого гласа, ирмос (начало: «В светоносный день священномученика»).

 



 
PR-CY.ru