МАВРИКИЙ, Флавий Маврикий Тиверий - Страница 6

В 603–605 гг. доместик Востока Нарсес восстал в Сирии, отказываясь признавать власть Фоки; он представлял некоего подставного Феодосия как законного наследника Маврикия. Однако Нарсеса обманом уговорили сдаться и казнили. Хосров II, узнав о гибели Маврикия, также отказался признавать императором Фоку и объявил Византии войну. Сопротивление власти Фоки в Константинополе продолжалось несколько лет. В 603 или 605 г. группы под руководством евнуха Схоластика, Германа и партия венетов подняли восстание. В Константинополе происходили уличные столкновения и пожары, августа Константина с дочерьми скрывалась в соборе Святой Софии. Восстание окончилось неудачей; большинство организаторов были казнены. Герман и Филиппик были пострижены в монахи, а Константина с дочерьми заключены в монастырь. Вскоре Фока заподозрил их вместе с Германом в новом заговоре, и 7 июня 605 г. они были казнены на том же месте, что и Маврикий с сыновьями. Герман и его дочь (вдова Феодосия, невестка Маврикия) были заколоты мечами на острове Проти. Маврикию традиционно приписывается авторство «Стратегикона», трактата о военном искусстве и состоянии Византийской империи, содержащего в том числе ценные сведения о славянах. Почитание Маврикия не получило повсеместного распространения, но в Средние века в Византии и в ряде православных стран Ближенего Востока Маврикия вместе с его семьёй поминался как мученик. Так, память Маврикия содержится в грузинском палестинском календаре (X в.) под 28 августа. В «Константинопольском Синаксаре» (X в.) под 28 ноября есть память Маврикия, его жены и детей, однако здесь ошибочно указаны имена «Константина, Маркиана и их детей» (по мнению исследователей, правильно было бы читать «Константины, Маврикия и их детей»). О христианском благочестии Мавраикия писали в исторических сочинениях его эпохи, упоминали в позднейших преданиях в Византии и на Кавказе. Маврикий неоднократно посещал преподобного Феодора Сикеота в его монастыре в Галатии и много общался с ним. Вместе с братом Петром он побывал у преподобного Феодора в 582 г., незадолго до восшествия на престол, и получил его благословение. Большую роль в эпоху Маврикия в Константинополе играло почитание великомученицы Евфимии Всехвальной. Византийский историк Феофилакт Симокатта писал, что в 593 (или 594) г. Маврикий разуверился в истинности ежегодного чуда истечения крови великомученицы Евфимии, которое происходило в Халкидоне. Он приказал снять с гробницы святой серебряную крышку, а саму гробницу опечатать. Однако в день праздника святой (16 сентября) истечение вновь произошло, и потрясённый чудом Маврикий стал одним из наиболее ревностных её почитателей. Некоторые источники приписывают Маврикию инициативу перенесения мощей святой из Халкидона в храм святой Евфимии у ипподрома в Константинополе, хотя, скорее всего, по мнению исследователей, перенесение состоялось лишь в VII в., в период разграбления Халкидона персами.



 
PR-CY.ru