МАВРИСТЫ - Страница 5

В качестве приложения к «Христианской Галлии» было запланировано издание свода постановлений французских Соборов, но из-за начавшейся революции вышел в свет только первый том. Мавристы писали и об истории отдельных монастырей. Важной работой этого периода стало новое, вдвое увеличенное издание «Словаря средневековой и варварской латыни» Шарля дю Френа Дюканжа (Париж, 1733–1736 гг., шесть томов). В 1766 г. Пьер Карпантье (1697–1767 гг.) опубликовал четыре тома дополнений к «Словарю…». Мавристы продолжили работу по изучению текстов Священного Писания: Пьер Сабатье (1682–1742 гг.) подготовил первое издание старолатинского перевода Библии (1743–1749 гг., три тома). В последний период истории конгрегации (1742–1790 гг.) силы мавристов были направлены, главным образом, на публикацию многотомных трудов по церковной и светской истории. Так, была издана «Литературная история Франции» («Histoire littéraire de la France»), начатая Антуаном Риве (1683–1749 гг.) и продолженная Франсуа Клеманом (1714–1793 гг.). В 1733–1763 гг. были опубликованы 12 томов, после чего издание приостановилось (доведено до 1167 г.). С 1814 г. публикацию «Литературной истории Франции» возобновила Академия надписей и изящной словесности (на 2016 г. было опубликовано в общей сложности 43 тома). Другим монументальным проектом этого периода стало «Собрание историков Галлии и Франции» («Recueil des historiens des Gaules et de la France»), начатое Мартином Буке (1685–1754 гг.). В 1738–1786 гг. мавристы успели издать 13 томов, с 1806 г. публикацию продолжила Академия надписей и изящной словесности. Этот свод источников послужил образцом для создания аналогичных собраний в других странах Европы в XIX в., в том числе «Monumenta Germaniae Historia» («Исторические памятники Германии»). В целом с середины XVIII в. в трудах мавристов всё больше места занимала не патрология или история церкви, а светская история, в том числе работы по истории отдельных французских провинций и городов. Нередко такие работы предпринимались по заказу влиятельных лиц или издателей. В 1762 г. генеральный настоятель М.Ж. Дельрю обратился к королю Людовику XV с предложением использовать научный потенциал мавристов для создания исторических трудов по заказу монарха. Среди наиболее крупных учёных этого периода исследователи называют Рене-Проспера Тассена (1697–1777 гг.) и Шарля-Франсуа Тутена (1700–1754 гг.), подготовившие «Новый трактат о дипломатике» («Nouveau traité de diplomatique». Париж, 1750–1765 гг., шесть томов), который развивал идеи Жана Мабильона. В 1750 г. Шарль Клемансе (1703–1778 гг.) совместно с Юргеном Дюраном и Маурусом Дантином (1688–1746 гг.) опубликовал пользовавшийся большой популярностью справочник по исторической хронологии «Искусство устанавливать даты» («L'Art de vérifier les dates». Париж, 1750 г., два тома), впоследствии многократно переиздававшийся. Мавристы занимались не только интеллектуальным трудом. В период расцвета, когда конгрегация насчитывала 3–4 тыс. монахов, одновременно работало около сорока учёных, а также их помощники, сборщики материалов, переписчики и т.д.; таким образом в научную деятельность было вовлечено лишь несколько сот человек. При этом даже монахи, занятые штудиями, не освобождались от участия в ежедневных богослужениях, предписанных уставом. Важное место в подготовке новициев и в целом монашеской жизни занимали регулярные медитации, «духовные упражнения». В этом отношении мавристы мало чем отличались от многих других монашеских объединений эпохи Контрреформации.



 
PR-CY.ru