МАВРИСТЫ - Страница 3

Наиболее значительным новшеством стало включение в состав генерального капитула делегатов из числа рядовых монахов. Конгрегация мавристов была ликвидирована в 1790 г., во время Французской революции (1789–1799 гг.). 2 сентября 1792 г. в Париже казнили последнего генерального настоятеля Амбруаза Шеврё и двух монахов-мавристов (беатифицированы Римско-католической церковью в 1926 г.). После реставрации во Франции династии Бурбонов вернувшимися из эмиграции мавристами была предпринята попытка возродить конгрегацию, которая закончилась неудачей. В 1817 г. конгрегация была формально упразднена папой Римским Пием VII (1800–1823 гг.). В 1837 г. папа Римский Григорий XVI (1831–1846 гг.) создал во Франции бенедиктинскую конгрегацию во главе с аббатством Солем (она стала правопреемницей всех французских бенедиктинцев, в том числе и мавристов). Продолжая традиции средневекового «учёного монашества», мавристы уделяли огромное внимание высокому уровню образованности монахов. В каждой провинции существовали один или два монастыря, предназначенные для подготовки новициев, а также несколько обителей, где велись научные исследования. Принесению монашеских обетов и монашескому постригу предшествовал двухлетний период новициата, а рукоположению во священники – не меньше пяти лет обучения, включавшего изучение не только теологии и философии, но и древних языков (в том числе древнегреческого и древнееврейского), а также истории. Мавристы заботились о комплектовании монастырских библиотек в соответствии с запросами ведущих учёных как новейшими печатными изданиями, так и старинными рукописями. Главным интеллектуальным центром конгрегации было аббатство Сен-Жермен-де-Пре, куда привлекали наиболее способных монахов из других монастырей. Мавристы также поддерживали контакты с историками-эрудитами, пользовались их библиотеками, состояли с ними в переписке, организовывали в Сен-Жермен-де-Пре регулярные собрания для обсуждения различных научных проблем. Видные учёные-мавристы предпринимали длительные путешествия по Франции и Западной Европе для сбора необходимых материалов. В первый период (около 1640 – 1665 гг.) основное место в учёных занятиях мавристов занимало издание трудов раннехристианских (например, editio princeps послания апостола Варнавы, подготовленное Н.Ю. Менаром, опубликовано в 1645 г.) и средневековых авторов (Кентерберийского архиепископа Ланфранка, Гвиберта Ножанского и др.). Наиболее крупной фигурой этого периода был Люк д'Ашери (1609–1685 гг.), библиотекарь в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Его важнейшим трудом стал многотомный сборник материалов по истории церкви (1655–1677 гг., 13 томов). Именно Люк д'Ашери разработал программу систематических богословских и исторических штудий, предпринятых мавристами.

 



 
PR-CY.ru