ЛЮТЕРАНСТВО - Страница 12

В 1675 г. Шпенер составил первое предисловие к проповедям Арндта, предложил ряд реформ; его тезисы получили название «Pia Desideria» («Благочестивые помыслы»). В этой работе теолог предложил вернуться к идеям Лютера и ранней Реформации, однако спасение он рассматривал, скорее, как возрождение, чем как оправдание. Более того, Шпенер подчёркивал необходимость для верующего личного переживания Бога, ставя религиозное чувство выше сухой обрядности. Его учениками были знаменитые немецкие богословы и педагоги Август Герман Франке (1663–1727 гг.) и Николай Людвиг Цинцендорф (1700–1760 гг.); Цинцендорф даже возродил движение богемских братьев, куда вошли протестанты Чехии. В целом пафос пиетизма оказал влияние на целый ряд религиозных движений, а также на немецкую классическую философию (И. Кант). Следующим этапом в развитии лютеранства исследователи считают теологический рационализм XVIII–XIX вв., возникший под влиянием персонализма учёного-энциклопедиста Христиана Вольфа (1679–1754 гг.) и подготовивший зарождение библейской критики и либеральной теологии. Большое влияние на этом этапе приобретает основанная Х.Г. Шторром Тюбингенская школа (Фердинанд Христиан Баур, 1792–1860 гг.; Давид Фридрих Штраус, 1808–1874 гг. и др.), а затем – либеральная теология Адольфа Гарнака (1851–1930 гг.) и Альбрехта Ричля (1822–1879 гг.). В XIX в. численность лютеран в США составляла 1 млн. 230 тыс. (среди переселившихся немцев); в Дании – 2 млн. 150 тыс.; в Швеции – около 4 млн. 750 тыс.; в Финляндии – 2 млн. 300 тыс.; в Пруссии – 4 млн. 230 тыс.; в Саксонии – 3 млн. 340 тыс.; в Макленбурге – 5 млн. 700 тыс. В целом же лютеранство XIX в. характеризуется упадком духовности, хотя предпринимались и попытки его возрождения в изначальном виде (К. Каспари, Э. Хенгстенберг, К. Вальтер). Реакцией на этот упадок, а также на европейский романтизм и «философию Откровения» идеалиста Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга (1775–1854 гг.), становится появление христианского экзистенциализма датского философа Сёрена Кьеркегора (1813–1855 гг.) и обширный спектр теологических исканий XX в. – от консервативной лютеранской теологии (К. Хайм, Д.Т. Мюллер и др.) до секулярной теологии Дитриха Боннхёффера (1906–1945 гг.) и Рудольфа Бультмана (1884–1976 гг.). Последнее уже относится к современному периоду в развитии лютеранства, который охватывает XX в. В этот период происходит частичное объединение лютеран с кальвинистами, в частности, в Бельгии, Германии и Франции (первая попытка такого объединения была сделана ещё Фридрихом III в Пруссии в 1817 г.). В настоящее время объединённые Евангелические церкви руководствуются в своей деятельности так называемым Лоенбергским соглашением (1980 гг.), согласно которому входящие в эти церкви кальвинисты смягчают свою доктрину предопределения. Кроме того, многие лютеранские церкви принимают участие в деятельности Всемирного совета церквей. С конца XIX – XX вв. относится и активная миссия лютеранства за пределами Европы. Появляются общины лютеран в Африке и Юго-Восточной Азии. Исключением является Северная Америка, где первые лютеране появились в 1638 г., однако лютеранская община сложилась век спустя из австрийских эмигрантов, а в 1748 г. Генри Муленберг (1711–1787 гг.) создал первый в США лютеранский Синод. В Украине первые лютеране появились ещё в XVI в., но в дальнейшем верующие данной конфессии принадлежали к имперской церкви России (за исключением запада страны). Там, на территории, принадлежавшей до 1939 г. Польше, возникла Украинская лютеранская церковь, возобновившая свою деятельность во вновь образованном государстве после 1994 г. Помимо этого здесь функционирует Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины, формально входящая в союз евангельских деноминаций – ЕЛКРАС, но на деле давно самостоятельная. Помимо этого здесь существует Синод евангелическо-лютеранских церквей Украины.

 



 
PR-CY.ru