Словарь по христианству Л ЛЮТЕРАНСТВО

ЛЮТЕРАНСТВО


ЛЮТЕРАНСТВО – одно из основанных направлений в протестантизме, восходящее к движению немецкой Реформации и названное по имени её лидера Мартина Лютера (1483–1546 гг.). С лютеранством связано само возникновение понятия «протестантизм», поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Впервые термин «лютеране» использовал Иоганн Экк (1486–1543 гг.) в 1520 г. в своей полемике против Лютера и его сторонников; причём это определение было использовано в уничижительном смысле и лишь со временем название приобрело нейтральный оттенок. Но ещё в начале XVII в. термин не был общепринятым; теолог Филипп Николаи (1556–1608 гг.) удивлялся тому, что в Голландии так называли немецких протестантов. Более широко это название стало употребляться только после окончания общеевропейской Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.). Тем не менее, более корректным являются термины «евангелическое христианство» и «евангелические христиане» (см. Евангелическая церковь). В течение своего почти 500-летнего существования оно видоизменялось в своём учении, культе и устройстве, выделило из себя много отдельных партий и сект. В настоящее время лютеранство распространено преимущественно в странах Центральной и Северной Европы (Германия, Скандинавские страны, Финляндия, Эстония, Латвия) и в США. Имеются также значительные общины в Индонезии и Китае, появившиеся в XX в. К лютеранству сегодня причисляют себя более 85 млн. человек во всём мире, т.е. лютеранство – первое по распространённости среди протестантских конфессий. Однако из-за географических, исторических и догматических причин лютеранство не представляет собой единой церкви. Существует несколько крупных церковных объединений, весьма сильно отличающихся между собой в догматических и практических вопросах, – Всемирная лютеранская федерация, Международный лютеранский совет, Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция, а также ряд лютеранских деноминаций, не входящих ни в какие объединения. Формально крупнейшей лютеранской деноминацией в настоящее время является Церковь Швеции (около 6,9 млн. человек). Ещё в начале XIX в., почти одновременно с протестантской унией, возникло направление, известное под названием старолютеранского, которое стремилось восстановить доктрину Мартина Лютера и его продолжателей в её подлинном виде (очень близко к нему подходят «новые лютеране», последователи германского юриста и политического деятеля Фридриха Юльевича Шталя; 1802–1861 гг.). Ортодоксальное лютеранство – это сторонники, оставшиеся верными символическим книгам, составленным Мартином Лютером и его ближайшими продолжателями: «Аугсбургскому исповеданию» и «Апологии Аугсбургского исповедания», составленных Филиппом Меланхтоном (1497–1560 гг.); «Шмалькальденским артикулам», составленных Лютером и одобренных Шмалькальденским лютеранским сеймом (1538 г.); Катехизисам Лютера, содержащих в себе объяснение Символа веры, молитвы Господней и Декалог; «Формуле согласия», составленной в 1580 г. для примирения образовавшихся в то время в лютеранстве партий и в качестве руководства для борьбы с кальвинистами, анабаптистами, антитринитариями и др. Лютеранство гораздо менее однородно, чем прочие группы церквей, признающих апостольскую преемственность. Собственно в нём есть и «высокоцерковное» направление, считающее себя (и небезосновательно) реформированными католиками. Либералы, формально составляющие большинство, считают принадлежность к Евангелической церкви лишь доброй традицией; многие из них не посещают или крайне редко посещают богослужения. В некоторых либеральных общинах иногда проводятся довольно необычные богослужения, например, с присутствием домашних животных (что мотивируется общностью и ценностью всех живых существ). Большинство либеральных деноминаций объединены во Всемирную лютеранскую федерацию, куда входят, в том числе, и «старые» государственные (или бывшие ранее государственными) церкви Старого Света. Либеральное направление старается включить в церковь всех людей, невзирая на библейские тексты, буквальное прочтение которых оправдывает исключение из церкви представителей довольно многих слоёв современного общества (наиболее последовательной в этом отношении оказалась Церковь Швеции).

 



 
PR-CY.ru