ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - Страница 5

По итогам конференции участники сформулировали 12 предложений Святому Престолу (сократить все удвоения молитв в чине мессы; пересмотреть молитвы у подножия алтаря; совершать Литургию Слова не в алтаре, а в хоре; пересмотреть лекционарную систему (возможно, ввести 3- или 4-летние циклы); сократить количество повторений «Credo» на службах; восстановить молитвы верных на национальных языках перед офферторием; священные сосуды поставлять на алтарь непосредственно перед офферторием; увеличить число изменяемых префаций; начинать читать «Te igitur» только после окончания «Sanctus»; сократить количество «Аминь» при чтении канона мессы; не читать «Confiteor» при причащении за мессой; отменить завершающее мессу чтение из Евангелия). Обсуждение продолжилось на Конференции 1952 г. в Мон-Сент-Одиль возле Страсбурга. На третью Конференцию в Лугано (Швейцария) в 1953 г. собралось уже 140 литургистов и богословов, включая трёх кардиналов. Участники высказались за максимально широкое использование национальных языков в богослужении. Новая встреча сторонников литургического обновления прошла в узком кругу в аббатстве Кейзерсберг в 1954 г. На ней были сформулированы предложения по реформе Лекционария. Параллельно Рим выступал с новыми инициативами. Апостольская конституция «Christus Dominus» (6 января 1953 г.) вводила практику вечерней мессы и облегчённые правила евхаристического поста. Декрет Конгрегации обрядов «Cum nostra» в марте 1955 г. санкционировал упрощение рубрик (правил сочетания подвижного и неподвижного циклов): были отменены полудвойные праздники, преимущество отдавалось воскресному богослужению перед праздничными службами святым, сокращались вступительные и заключительные молитвы на службах оффиция и т.д. В том же году была провозглашена реформа Страстной седмицы (чин опубликован в 1956 г.): в частности, корректировалось время совершения служб, восстанавливалась Missa chrismatis Великого четверга, а месса Преждеосвящённых Даров Великой пятницы заменялась обрядом причащения вне мессы. В обращении Пия XII к участникам первого международного конгресса литургического пастырства в Ассизи 22 сентября 1956 г. говорилось, что подъём Литургического движения указывает на то, что оно является плодом действия Святого Духа в церкви. Участники конгресса пришли к общему мнению, что пастырские нужды оправдывают любые изменения в традиционном богослужении, что фактически открыло путь к последующему реформированию всего Римского обряда. В 1957 г., чтобы соблюсти баланс между традиционалистами и реформаторами, Конгрегацией обрядов был издан декрет «Sanctissimam Eucharistiam», запрещавший в храмах с одним алтарём отделять дарохранительницу от престола (т.е. препятствовал распространению свободно стоящих алтарей-столиков). Новый папа Римский Иоанн XXIII, чьё избрание с воодушевлением восприняли сторонники Литургического движения, 25 января 1959 г. объявил о намерении созвать 21-й вселенский Собор. Литургическая комиссия прекратила работу, успев выпустить новый кодекс рубрик для Миссала и Бревиария. Основные идеи Литургического движения нашли отражение в Конституции о священной литургии второго Ватиканского Собора «Sacrosanctum Concilium» (4 декабря 1963 г.) и были реализованы в ходе литургической реформы, последовавшей за ним. При этом не все участники Литургического движения были довольны результатами реформы, которая слишком радикально изменила традиционное католическое богослужение (см. ст. Novus Ordo).



 
PR-CY.ru