ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – в католической церкви ряд пастырских инициатив в первой четверти XX в., целью которых было возрождение литургического благочестия и привлечение мирян к сознательному и активному участию в богослужении; после Второй мировой войны – движение за литургическую реформу римского обряда. Литургическое движение возникло в Европе как реакция на установившееся с эпохи Просвещения господство рационализма и индивидуализма в церковной жизни. С середины XIX в. во Франции происходит восстановление монашеских общин после их упадка в период революции и Наполеоновских войн. Именно в монастырях возрождается взгляд на храмовое богослужение как на основу жизни каждого христианина. Ведущую роль в этом процессе сыграл аббат Солема Проспер Луи Паскаль Геранже (1805–1875 гг.), который рассматривал богослужение как наиболее полное выражение Предания церкви. В проповедях и научных трудах он доказывал, что искажения в области богослужения, ставшие повсеместной практикой во Франции, подрывают основы Предания и уже привели к разрыву между личным благочестием и храмовым богослужением. Так называемые неогалликанские обряды появились в результате произвольного изменения французскими епископами традиционного набора молитв и песнопений и хаотичного умножения вариантов литургических книг в диоцезах. Необходимо было, по мнению Проспера Геранже, вернуться к общей молитве церкви, наиболее чистой формой которой является римский обряд. Деятельность Проспера Геранже и его сотрудников разворачивалась в двух направлениях: они популяризовали римский обряд через книги, объясняющие чин мессы и раскрывающие значение праздников церковного года, а также включились в спор о церковной музыке и пении, настаивая на безоговорочном и повсеместном возврате к григорианскому хоралу. Солемские бенедиктинцы добились в этом споре победы уже после смерти Проспера Геранже (в их пользу было издано бреве «Nos quidem» папы Римского Льва XIII (17 мая 1901 г.), а папа Пий X пригласил их в комиссию по пересмотру и новому изданию певческих книг). Хотя термин «литургическое движение» исследователи встречают в трудах Проспера Геранже, массовым это явление стало благодаря инициативам папы Пия X. В его motu proprio о возрождении церковной музыки «Tra le sollecitudini» (22 ноября 1903 г.) храмовое богослужение рассматривалось как главный инструмент освящения народа Божия. Папа озвучил призыв к активному участию (лат. «actuosa participatio») в святых таинствах и публичной торжественной молитве церкви. Этот призыв был подкреплён декретом «Sacra Tridentina Synodus» (20 декабря 1905 г.), в котором говорилось, что частое и даже ежедневное причащение должно быть доступно для всех верных, а также декретом о возрасте первого причастия «Quam singulari» (8 августа 1910 г.).

 



 
PR-CY.ru