ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - Страница 3

Однако в 1931 г. из-за своей экуменической деятельности, которая противоречила одобряемому Римом прозелитизму, Ламбре Бодуэн был принуждён покинуть Бельгию и поселиться в затворе на юго-западе Франции. Ещё одним центром Литургического движения с 1914 г. было аббатство Мария-Лах. Труды настоятеля Ильдефонса Хервегена (1913–1946 гг.) и его сотрудников сыграли ключевую роль в изменении идеалов, к которым стремились последователи Литургического движения. После Первой мировой войны средневековое богослужение теряет для них привлекательность и рассматривается как искажённый аллегоризмом и формализмом продукт эволюции богослужения святоотеческой эпохи, которое только и следует возрождать. Богословские основы нового течения были сформулированы в трудах Одо Казеля (1886–1948 гг.), учившего о мистериальном участии всей церковной общины в таинстве Христа. Кроме того, в аббатстве Мария-Лах стали совершать так называемую диалогическую мессу (лат. «missa recitata»; нем. «Gemeinschaftsmesse»), в которой верные отвечали на возгласы предстоятеля и пели «Gloria», «Credo», «Sanctus» и «Agnus Dei», а также участвовали в принесении даров на алтарь, что привело к обвинениям в протестантизме (в Риме в 1922 г. «missa recitata» в целом была одобрена для монастырских храмов и учебных заведений, но Конгрегация обрядов рекомендовала следовать общепринятой традиции). Новации в богослужении, введённые ради пастырских нужд, практиковал и Романо Гвардини (1885–1968 гг.), чьи размышления о литургическом богословии и эстетике культа («Vom Geist der Liturgie», 1918 г.) были с энтузиазмом восприняты всеми сторонниками Литургического движения. Храм окормляемой им в 1920–1939 гг. молодёжной общины в Бург-Ротенфельс был лишён традиционного тридентского декора, имел свободно стоящий в центре алтарь, участники богослужения сидели с трёх сторон от него, священник же служил лицом к народу. С 1922 г. лицом к народу служил в церкви святой Гертруды в Клостернойбурге каноник-августинец Пий Парш (1884–1954 гг.). На его службах молитвы читали по-латыни и по-немецки, все участники пели, при этом для лобзания мира использовался оскулаторий, причастие принимали стоя, после гостии подавали вино. Последователи Литургического движения выпускали большое количество периодических изданий, также способствовали распространению Миссалов для народа (с переводом молитв и комментариями). С 1920 по 1946 гг. постепенно разрешается использование одного за другим национальных языков в богослужении (помимо греческого, церковнославянского, китайского и сирийского ещё чешский, затем хорватский, словенский, немецкий и французский). Хотя приверженность инициативам Пия X папа Пий XI подтвердил апостольской конституцией «Divini cultus» (20 декабря 1928 г.), а в 1930 г. создал литургическую комиссию «Sectio Historica» в рамках Конгрегации обрядов, до начала Второй мировой войны новых практических шагов сделано не было.

 



 
PR-CY.ru