ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - Страница 4

Новый этап Литургического движения начался с появления 20 мая 1943 г. в Париже «Центра литургического пастырства» при издательстве «Серф», основатели которого (П. Дюплуаэ, Э.М. Роге, Э.Ж. Мартимор) решили продолжить дело Ламбре Бодуэна и вести миссионерскую деятельность через богослужение. Возобновилась деятельность «Sectio historica» Конгрегации обрядов, которая начала разрабатывать план литургической реформы. В соответствии с пожеланиями Пия XII в ней должен был быть соблюдён баланс между инновациями и консерватизмом. Первый шаг к реформе был сделан в 1945 г., когда было разрешено использовать при совершении оффиция новый перевод Псалтири с древнееврейского языка на латынь, подготовленный Папским Библейским институтом. Решение вызвало, в основном, негативную реакцию среди католического клира, т.к. язык латинского перевода во многом отличался по лексике и синтаксису от языка Вульгаты Иеронима Стридонского и средневекового церковного богослужения. Как сигнал к продолжению реформ, начатых Пием X, была воспринята энциклика Пия XII «Mediator Dei» (20 ноября 1947 г.), в которой положительно оценивалась деятельность сторонников Литургического движения. При этом папа выступал против «литургического антикварианства», настаивая на том, что не только древние обряды заслуживают почтительного отношения, но и недавно возникшие формы, поскольку богослужение развивается органично. В частности, он высказался против тех, кто призывали вернуться к архаичной форме алтаря (в виде простого стола), кто осуждали использование чёрного цвета для облачений, отказывались от установки образов и статуй в храмах, кто выступали против полифонии даже в тех случаях, когда её использование соответствует указаниям Святого Престола. Папа защищал и паралитургические формы благочестия, в частности, поклонение Святым Дарам, Розарий и проч. После выхода энциклики ключевую роль в координации и подготовке реформ стал играть Аннибале Буньини (1912–1982 гг.), в тот момент редактор журнала «Ephemerides Liturgicae», наладивший связь между Римом и сторонниками Литургического движения в Европе. В 1951 г. была проведена реформа пасхального богослужения. Отныне пасхальная вигилия должна была совершаться ночью как бдение в полном смысле слова; были внесены изменения в текст пасхального провозвестия «Exsultet», в обряд зажигания свечей, сокращено количество пророческих чтений с 12 до 4, обряд обновления крещальных обетов должен был совершаться на национальных языках. Для обсуждения этой реформы и её продолжения в июле 1951 г. была созвана Международная литургическая конференция в Мария-Лах с участием 48 ведущих литургистов. На этой встрече Йозеф Андреас Юнгманн (1889–1975 гг.) озвучил свои представления о том, как должна быть реформирована месса (в частности, он полагал, что все элементы, появившиеся после каролингской реформы, могут быть сокращены).

 



 
PR-CY.ru