ЛАТРОС, Латмос - Страница 4

Около 1282 г. по решению императора Михаила VIII общину монастыря Келливарон, состоявшую в то время лишь из девяти монахов, переселили в Константинополь, в монастырь святого Димитрия. Слияние монастырей при этом не предполагалось, и монахи из Келливарона жили в Константинополе на особых правах, но вскоре монастырь на Латросе превратился в метохий столичной обители святого Димитрия. Тем самым Келливарон окончательно потерял первенство на Латросе. В конце XIII – начале XIV вв. местность Латроса перешла под контроль Румского султаната и других государств тюрок-сельджуков. Однако под властью мусульман жизнь монастырей Латроса продолжалась ещё значительное время. Последнее упоминание о лавре Стилу в византийских источниках относится к 1360 г. Всего по письменным источникам исследователям известны не меньше двадцати монастырей Латроса. От большинства сохранились лишь одно–два упоминания. Таковы монастыри Спасителя, Кария (оба основаны до начала X в.; последний раз упоминается в 1049 г.), св. Георгия (1056 г.), Лампониу (987, 1049 гг.), Неа-Мони (1216 г.), Скиру, Мирсинон (оба основаны в 1216 г.). Кроме них в грамоте патриарха Мануила I 1222 г. указаны монастыри архангела Михаила Асомату, Иринунтон, Дисику, Иерас, апостола Иоанна Богослова, Киссон, Фалакру-Вуну. Большинство остатков скальных пещер и построек Латроса были подробно исследованы немецкими археологами в начале XX в., но, как правило, эти объекты не удаётся идентифицировать с монастырями, известными исследователям по письменным источникам. Уверенно локализованы лишь некоторые. Лавра Стилу была расположена у современной местности Арабавлы, к северо-западу от горы Пентадактилос; она была обследована немецкими археологами в 1905 г. Центр ее ансамбля – высокая гранитная скала, которую использовали для столпничества. Важнейшей частью монастыря является пещера святого Павла, в которой можно увидеть остатки византийской фресковой росписи, созданной, как полагают исследователи, в XI–XII вв. В начале XX в. на стенах помещения исследователи различали сцены «Введение Богородицы во храм», «Благовещение», «Рождество», «Богоявление», «Крещение», «Преображение». Центром композиции росписей было изображение Пресвятой Богородицы с Младенцем на троне, слева от Них был изображён святой Павел. Была видна также сцена «Погребение святого Павла», тесно связанная по композиции с Житием святого. В её правой части был изображён монах с подписанным именем Гавриил. В 985–987 гг. по источникам исследователям известен такой ктитор монастыря. Подписаны также имена священников Космы и Фотина, участников церемонии. Лавра Келливарон находилась у современной местности Едилер, к востоку от современной деревни Капыкыры. Комплекс был разделён на две части (небольшая крепость с часовней и оборонительными помещениями и обширная территория, на которой хаотично располагались многочисленные отдельные кельи монахов). К югу от крепости находилась церковь, одноапсидная, продолговатая в плане. В монастыре обследованы 24 небольших высеченных в скалах или построенных из камней помещения различных планов; исследователям крайне сложно определить, какие из них предназначались для литургических и бытовых целей. В одном из помещений сохранились фрески XIII в., посвящённые жизни Христа. Монастырь Дио-Вуни («два холма») также упоминается лишь однажды в связи с тем, что в 1230/1231 г. сюда удалился, приняв постриг, известный византийский церковный учёный Никифор Влеммид.

 



 
PR-CY.ru