ЛАТРОС, Латмос - Страница 2

Объём власти прота в делах различных монастырей исследователям неизвестен. Кроме того, права лавры Келливарон на первенство неоднократно оспаривались другими монастырями. Константинопольская патриархия неоднократно вмешивалась в дела монастырей, тем самым расширяя свои права юрисдикции в делах Латроса. При этом формально монастыри входили в состав епархии Милета и в ряде вопросов подчинялись местным епископам. В середине XIII в. монастырь Кехионисмени на Латросе упоминается как метохий монастыря на Патмосе апостола Иоанна Богослова, т.е. эта влиятельная монашеская община также обладала на Латросе некими привилегиями. По мнению исследователей, в разное время административное устройство Латроса менялось, но здесь так и не сложилось стройной системы объединения монастырей во главе с протом, подобной Афону. Наиболее подробно источники позволяют исследователям реконструировать историю монастыря Стилу, который был основан святым Павлом Латрским в первой половине X в. Когда он пришёл на Латрос, здесь существовало три монастыря: Келливарон, Спасителя и Кария. Святой Павел стал послушником в монастыре Кария, где игуменом был основатель этой обители Пётр. После смерти Петра Павел поселился в отдельной пещере. Спустя краткое время Афанасий, игумен монастыря Спасителя, предложил Павлу поселиться на скале и вести жизнь столпника. Вокруг святого Павла сложилась новая община, и он стал её настоятелем (920–930 гг.); за монастырём закрепилось название лавра Стилу («у столпа»). Здесь были выстроены церковь архангела Михаила, а затем соборный храм Пресвятой Богородицы. После долгих лет подвижничества святой Павел умер 15 сентября 955 г. и был похоронен в одной из часовен монастыря, для этой цели перестроенной из цистерны для воды. Согласно Житию святого Павла, перед кончиной он созвал всю братию и продиктовал сборник правил монашеской жизни, оформленный как завещание святого Павла. Уникальные сведения о дальнейшей истории Латроса даёт фрагментарно сохранившийся архив лавры Стилу. Он представляет собой 16 документов, переписанных в один кодекс, а также оригиналы двух грамот в архиве Патмоса. Их анализ, а также учёт других источников позволяют исследователям реконструировать около сорока различных утраченных грамот, императорских и патриарших указов и других документов, хранившихся в Стилу и других монастырях Латроса. Большей частью эти документы касаются заключения имущественных сделок и управления земельной собственностью монастырей. Однако среди них были грамота императора Романа I Лакапина 941 г. о пожаловании монастырю одной номисмы серебра, письма императора Константина VII Багрянородного около 945 – 955 гг. с просьбами к монахам молиться о победе византийцев в походах на Восток. В парижской рукописи сохранился список имён 21 игумена лавры Стилу с 955 г. по 1220 гг. Дополнительной информацией исследователи располагают лишь в тех случаях, когда обитель так или иначе вступала в контакты с центральными властями Константинопольской церкви и империи, – об этом сохранялись сведения в документах императорского и патриаршего дворов. Преемником святого Павла был игумен Симеон, который упоминается в Житии святого Павла. Он ездил в Константинополь утверждать в Патриархии устав монастыря.

 



 
PR-CY.ru