ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ - Страница 10

24 сентября 1513 г. Леонардо да Винчи уехал из Милана в Рим. До 1515 г. он жил при папском дворе, проводя разнообразные технические и естественнонаучные опыты «в Бельведере, в комнате для занятий, устроенной… Великолепным» Джулиано Медичи, герцогом Немурским. Однако пребывание в Риме разочаровывало Леонардо да Винчи: папа Лев Х (Джованни Медичи) не оказывал ему должных почестей и не питал к нему доверия, анатомические занятия Леонардо да Винчи стали предметом осуждения и поводом для доносов. После отъезда из Рима и смерти Джулиано Медичи в марте 1516 г. 63-летний Леонардо да Винчи остался без покровителя. Вскоре он принял приглашение французского короля Франциска I переехать во Францию. В 1516 г. Леонардо да Винчи поселился в небольшом замке Клу недалеко от Амбуаза. По свидетельству Антонио де Беатиса, секретаря кардинала Арагонского, Леонардо да Винчи привёз с собой во Францию ряд картин: «Мона Лиза», «Святой Иоанн Креститель», «Мадонна с младенцем и святой Анной», над которыми продолжал работу, несмотря на ухудшающееся здоровье. Леонардо да Винчи пользовался неизменным расположением короля, который восторгался им не только как художником, но и как мудрецом, покровительствовал изданию анатомического атласа на основе его рисунков. Последние годы жизни Леонардо да Винчи продолжал работать над своими записями; как придворный мастер занимался устроением театрализованных празднеств, а также создал для короля проект большого дворцового комплекса Роморантен, включавшего сложную систему каналов между Луарой и Соной (не осуществлён). Рисунки Леонардо да Винчи оказали некоторое влияние на архитектуру ренессансных французских замков. С его именем связывали также начало строительства замка Шамбор. Атрибуция некоторых живописных работ Леонардо да Винчи периодически оспаривается: их сохранилось не больше десятка, и зачастую исследователи не могут с уверенностью судить, были ли они завершены мастером собственноручно. Более того, с известными оригиналами Леонардо да Винчи идентифицируются далеко не все картины, упомянутые как его произведения в ранних источниках, например, у Дж. Вазари и Ломаццо. Часть его замыслов реконструируется по живописи леонардесков, которые, как полагают исследователи, имели доступ к рисункам мастера. Напротив, графический корпус Леонардо да Винчи – один из самых обширных среди художников эпохи Возрождения; он демонстрирует виртуозное владение широким спектром различных графических техник. С юности Леонардо да Винчи много и уверенно рисовал пером, в том числе в штриховой манере (раньше эта техника применялась, в основном, только для быстрых, суммарных контурных набросков).

 



 
PR-CY.ru