ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ - Страница 14

Леонардо да Винчи настаивал на необходимости для художника знать геометрию, анатомию и изучать любые другие дисциплины, которые могут понадобиться ему для точной, естественной, детальной и выразительной трактовки сюжета. Он подчёркивал важность правильного освещения в процессе работы, понимания целого при изображении фигуры, а не мастерства в передаче отдельных её частей и предостерегает художников от ошибок: повторения одних и тех же фигур, в особенности – своей собственной и автопортрета, несоответствия их поз сюжету композиции и др. Творчество Леонардо да Винчи, равно как и масштаб его личности и дарования, его независимый образ жизни, своенравное поведение с заказчиками, представление о себе и своём искусстве радикально отличались от того образа художника, который был характерен для Раннего Возрождения, невзирая на то, что по возрасту он принадлежал эпохе Кватроченто. Мысль о Леонардо да Винчи как об одном из основателей Высокого Возрождения утвердилась благодаря Дж. Вазари, поместившему его в начало третьей части (terza etа) «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Хотя сведения об искусстве Леонардо да Винчи и его критическая оценка долгое время, особенно в XVII–XVIII вв., основывались преимущественно на знании живописи его последователей, он всегда пользовался признанием, а его работы служили школой для многих художников. Наиболее влиятельными произведениями Леонардо да Винчи стали флорентийское «Поклонение волхвов», которое дало мастерам Высокого Возрождения блестящий пример организации сложной многофигурной группы, миланская «Тайная вечеря» и картон к «Битве при Ангиари» (наиболее известная копия – работа Питера Пауля Рубенса). Новшества Леонардо да Винчи в области графики оказались востребованы уже его младшими современниками, Микеланджело и Рафаэлем, а затем был развиты итальянскими и французскими рисовальщиками. Следы влияния живописной техники Леонардо да Винчи с мягкими светотеневыми переходами, которая стала ключевым шагом на пути к использованию тонального колорита, прослеживаются у многих мастеров XVI – начала XVII вв., в том числе у Корреджо и Караваджо.



 
PR-CY.ru