ЛЬВОВСКОЕ УСПЕНСКОЕ БРАТСТВО - Страница 3

К последней трети XVII в. исследователи относят ряд свидетельств о контактах Львовского Успенского братства с русскими властями и с русским резидентом в Польше. Во второй половине 1675 г. русский резидент Василий Михайлович Тяпкин был во Львове, через него просили о защите, подарили издания братской типографии. Львовские мещане находились в тесном взаимодействии с православными львовскими архиереями, оказывали влияние на замещение Львовской кафедры. В первой половине XVI в. объединение прихожан Успенской церкви сыграло важную роль при создании Львовской епархии (см. Львовская и Галицкая епархия). «Старший мещан» Макарий (Тучапский) в 1539 г. стал первым Львовским архиереем. Львовский епископ был больше подчинён власти Киевского митрополита, чем другие западно-русские архиереи, и львовяне могли искать у митрополита помощи в случае конфликта с епископом. Когда в 1551 г. возник спор между Львовским епископом Арсением (Балабаном) и мещанами из-за монастыря святого Онуфрия, митрополит освободил горожан от отлучения, наложенного на них архиереем. В 1590 гг. ситуация повторилась. Митрополит Михаил (Рагоза), желая подчинить Львовского епископа Гедеона (Балабана) своей власти, поддерживал Львовское Успенское братство в его спорах с епископом. Положение изменилось, когда митрополит в 1594 г. присоединился к сторонникам унии: при посредничестве князя Константина Константиновича Острожского в 1595 г. состоялось примирение епископа Гедеона (Балабана) и братства, и они совместно выступали против унии (окончательное примирение состоялось в 1602 г.). Благодаря содействию Львовского Успенского братства Львовскую кафедру после смерти епископа Гедеона (февраль 1607 г.) занял Иеремия (Тиссаровский), который при своём поставлении дал обязательство поддерживать «науки школьные» и братскую типографию (епископ Иеремия (Тиссаровский) впоследствии неоднократно жертвовал братству деньги). Братство сотрудничало с епископом Арсением (Желиборским). По его инициативе в 1642 г. в типографии братства были напечатаны такие важные для церковной жизни сочинения, как «О тайнах церковных» Сильвестра (Косова) и «Поучение новопоставленному иерею». 27 декабря 1667 г. Львовское Успенское братство выдвинуло кандидатом на Львовскую кафедру Евстафия Свистельницкого (см. Иеремия (Свистельницкий)) в противовес кандидатуре Шумлянского (см. Иосиф (Шумлянский)), которого подозревали в склонности к унии. 30 апреля 1668 г. в братской Успенской церкви Иеремия (Свистельницкий) был хиротонисан во епископа Львовского. Вследствие давления польских властей епископ Иеремия (Свистельницкий) был изгнан, и Львовскую кафедру занял Иосиф (Шумлянский), противник Львовского Успенского братства.

 



 
PR-CY.ru