ЛЬВОВСКОЕ УСПЕНСКОЕ БРАТСТВО - Страница 8

В 1604 г. взнос за квартал составлял: треть злотого, ползлотого, талер, злотый. Платы за обучение едва ли хватало на выплату жалованья учителям, так что практически все затраты на содержание школы несло братство. Учениками братской школы были, главным образом, дети горожан. Не полностью сохранилась книга списков учеников за 1587–1596 гг. («Акты Юго-Западной Руси, 1586–1590 гг.). В 1587 г. в школе было 22 ученика, в 1588 г. – 26 учеников: дети львовских мещан, предмещан, духовенства и несколько человек из других городов. Обязательными в списке учеников были сведения о родителях. Многие православные священнослужители (Вознесенской, Николаевской церквей) отдавали детей в братскую школу. В школе учились дети членов братства: два сына И. Красовского, сын И. Рогатинца и др. В 1592 г. князь Константин Константинович Острожский отдал своего младшего сына Александра на попечение братства, чтобы избежать влияния на него «западных людей веры и науки». И всё же факты обучения знатных детей в братской школе были единичными. Решение о зачислении детей в школу принималось на собраниях братства. Школу возглавлял избиравшийся братством ректор, в его ведении была учебно-воспитательная работа. Организационно-хозяйственными вопросами занимались выборные «провизоры» или «дозорцы школы» от братства. Решение о приёме в школу дидаскала также принималось на собраниях братства. Каждый кандидат должен был представить в устной или письменной форме свой план обучения. Исследователям известны две записки учителей за 1699 г.: Георгия Лапчинского и Теодора Рудкевича (Центральный государственный исторический архив в Ленинграде). К учителям братство предъявляло высокие требования – как профессиональные, так и нравственные. По уставу братства, дидаскал должен быть «благочестив, разумен, смиреномудрый, кроток, воздержливый, не пияница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, не чародей, не басносказатель, не пособитель ересем, но благочестию поспешитель, образ благих во всем себе представляющим и в сицевых добродетелех, да будут ученици якож учитель их» (Центральный государственный исторический архив в Ленинграде). Учителя получали от братства жалованье и обеды, которые предоставляли по очереди родители учеников. В 1592 г. по ходатайству князя К.К. Острожского и Фёдора Ивановича Скумина-Тышкевича король Сигизмунд III дал братству грамоту, в которой братское училище получило статус школы свободных искусств («гимнасион»), где преподавали предметы тривиума (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиума (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Братчики стремились сделать свою школу учебным заведением высшего типа (академией), с преподаванием философии и богословия, о чём говорится в документах 1586 г. В 1658 г. казакам удалось получить от короля привилей на открытие двух православных академий: в Киеве и в другом городе.

 



 
PR-CY.ru