ЛАНФРАНК - Страница 20

Таким образом, и «таинством» (знаком) и «реальностью таинства» (обозначаемым) для Ланфранка являются одни и те же Тело и Кровь Христовы в разных модусах существования: видимом, как сущностно измененные Хлеб и Вино, и невидимом, как пребывающие на небесах видимые и осязаемые прославленные Тело и Кровь, приобщение к которым верующих является сверхчувственным и невидимым, однако вместе с тем реальным в силу постулируемого единосущия. Дальнейших уточнений относительно способа сосуществования в Святых Дарах невидимой сущности и материальных видов (качеств) Ланфранк не предлагает; в силу общего недоверия к философскому методу он в отличие от некоторых других противников Беренгария Турского не использовал классическое аристотелевское учение о соотношении субстанции и акциденций, хотя по смыслу его рассуждения близки к этому учению и в силу этого согласуются с последующим католическим евхаристическим богословием. Сочинение «Монашеские установления» было создано Ланфранком для монахов-бенедиктинцев монастыря при Кентерберийском соборе и открывается сопроводительным письмом приору этого монастыря Генриху. В наиболее древних рукописях текст не имеет заглавия, в позднейших рукописях и изданиях исследователи встречают заглавия «Декреты» («Decreta»), «Обычаи» («Consuetudines»), «Установления» («Constitutiones») и др. В современной литературе сочинение обычно упоминается под условным названием «Монашеские установления». По структуре «Монашеские установления» делятся на две части. Первая часть имеет преимущественно литургический характер и содержит краткие указания относительно организации богослужений и молитвенной жизни монастыря. Литургическую часть «Монашеских установлений» исследователи считают сложной и запутанной по структуре; многие указания являются неполными и предполагают знакомство читателя с общими принципами бенедиктинского монашеского богослужения. Распорядок дня монахов и чин богослужений, прежде всего, определялись временем года и делились на зимний (c 1 октября до конца Великого поста) и летний (с конца Светлой недели до 1 октября); дополнительные изменения в него вносились в зависимости от дней недели, постов, праздников и т.п. Вторая часть представляет собой собственно устав монастырской жизни. Описываются обязанности аббата, приора и лиц, ответственных за различные монастырские служения; определяются основные нормы поведения монахов в монастыре и назначаются наказания за их нарушение; устанавливаются правила воспитания и обучения детей и юношей, приёма в монастырь послушников, ухода за болящими и погребения умерших. Ланфранк поддерживал традицию принесения в монастыри младенцев, которых взращивали монахи, с детства готовя их к монашеской жизни. Дисциплинарные меры, предлагаемые в уставе Ланфранка, исследователи считают весьма строгими: поощряется донесение аббату и приору о нарушении кем-либо из братии уставных требований; допускается и предписывается использование по отношению к провинившимся телесных наказаний.

 



 
PR-CY.ru