ЛАНФРАНК - Страница 21

По мнению исследователей, при составлении «Монашеских установлений» Ланфранк опирался на обычаи монастыря Бек, а также на устав монастыря Клюни (см. также ст. Клюнийская конгрегация) Сам Ланфранк утверждал, что он взял в качестве образца «обычаи наиболее авторитетных обителей» (точное определение использованных им источников затруднено тем, что известные ныне исследователям версии бекских и клюнийских монашеских уставов по времени создания являются более поздними, чем устав Ланфранка, поэтому сопоставление с ними способно лишь выявить параллели, но не решить вопрос о происхождении конкретных правил и рекомендаций). Сохранилось значительное число писем Ланфранка, бо́льшая часть которых относится к периоду его пребывания на Кентерберийской кафедре. Поскольку при публикации писем издатели следовали в их расположении разным принципам, по-разному датировали отдельные письма, а также добавляли или удаляли некоторые письма в зависимости от их предполагаемой подлинности или неподлинности, существуют три не совпадающие системы нумерации писем: 1) Лук д'Ашери и PL (60 писем, три дополнительных письма в PL); 2) Дж.А. Джайлза (67 писем); 3) критического издания (61 письмо; конкорданс всех трёх систем нумерации). Тематика писем Ланфранка преимущественно связана с его церковной деятельностью; письма исследователи считают важным источником сведений о состоянии Английской церкви в первые десятилетия после нормандского завоевания Англии. Ланфранк проявляет себя в письмах как чуткий пастырь и талантливый интерпретатор предшествующей традиции, способный находить гармоничные и убедительные решения для сложных административных, канонических и нравственно-аскетических вопросов церковной жизни. Лишь два письма имеют доктринальное содержание. В первом из них Ланфранк подчёркивает необходимость для спасения участия в евхаристии, обращая внимание на то, что приобщение Телу и Крови Христовым должно быть не только телесным, но и духовным. По словам Ланфранка, христианин должен принимать евхаристию не одними устами (ore), но, прежде всего, «сердечной любовью и [духовным] наслаждением»; должен любить то и с чистой совестью наслаждаться тем, «что Христос ради нашего спасения принял плоть, пострадал, воскрес и вознёсся»; должен идти по Его следам и приобщаться Его страданиям, «насколько позволяет это человеческая немощь и насколько дарует божественная благодать». Во втором письме Ланфранк отвергает и осуждает мнение Беренгария Турского о том, что в сочинениях Илария Пиктавийского встречаются еретические высказывания. Согласно Ланфранку, Иларий Пиктавийский не учил о том, что Иисус Христос на Кресте не испытывал физических страданий, но говорил лишь о том, что «воспринятый человек чувствовал тяжесть страдания и силу мучений, а воспринявший его Бог – не чувствовал». В средневековых источниках упоминается о том, что Ланфранк комментировал в монастыре Бек наряду с Посланиями апостола Павла также Псалтирь.

 



 
PR-CY.ru