КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ - Страница 2

Исследователям неизвестно, прослушал ли Кларембальд Аррасский полный школьный курс или всего лишь посещал отдельные лекции; вместе с тем его сочинения свидетельствуют, что он хорошо овладел логико-философским инструментарием, ориентировался в богословской литературе и был осведомлён о наиболее важных богословских дискуссиях своего времени. Исследователи полагают, что Кларембальд Аррасский формально не имел звания магистра богословия, т.е. не преподавал в какой-либо крупной богословской школе после завершения обучения. Он ни разу не упоминается как магистр в официальных документах; лишь в рукописях в заглавиях его сочинений исследователи встречают наименование «магистр» («magister» или m.), как полагают исследователи, добавленное переписчиками из уважения к автору. О том, чем занимался Кларембальд Аррасский в 1140 гг., никаких сведений не сохранилось; исследователи полагают, что он был преподавателем в соборной школе в Аррасе или выполнял какое-либо иное служение в этом диоцезе, т.к. едва ли он смог бы занять в начале 1150 гг. высокую должность в соборном капитуле без предшествующего прохождения более низких степеней церковного служения. Наиболее раннее упоминание в документальных источниках о Кларембальде Аррасском относится к 1152 г.; он назван препозитом (prepositus) соборного капитула Арраса, т.е. первым по значимости лицом в капитуле. Из нескольких других свидетельств следует, что в должности препозита он принимал участие в нескольких церковных Соборах диоцеза и других официальных событиях. В 1156 г., при епископе Годескальке, занимавшем кафедру Арраса с 1150 по 1161 гг., Кларембальд Аррасский стал старшим архидиаконом диоцеза. Согласно источникам, в этот период в диоцезе было два архидиакона, на которых были возложены функции надзора за церковной жизнью в приходах в качестве викариев епископа; первому (или старшему) архидиакону подчинялись 263 прихода; второму (или младшему) архидиакону – 133 прихода. В конце 1150 – начале 1160 гг. имя Кларембальда Аррасского исследователи часто встречают в картулярии соборного капитула Арраса и в епископском картулярии, т.к. по должности он был обязан подписывать вместе с другими членами капитула церковно-административные и финансовые документы диоцеза. Кроме того, Кларембальд Аррасский был одним из адресатов двух посланий папы Римского Адриана IV (1154–1159 гг.) к соборному капитулу Арраса. Последний раз имя Кларембальда Аррасского как члена соборного капитула Арраса исследователи встречают в документах в 1171 г., при епископе Андрее, занимавшем кафедру с 1163 (или 1164) по 1171 гг. Таким образом, исследователи с уверенностью утверждают, что с 1152 по 1171 гг. Кларембальд Аррасский жил и нёс церковное служение в Аррасе. Из сообщения Кларембальда Аррасского в письме к Одо, аббату монастыря Нотр-Дам в Уркане (ныне Шири-Уркан, Франция), исследователи сделали вывод, что он, по меньшей мере, один раз покидал Аррас на довольно длительное время. По приглашению Гвальтера из Мортани (ум. в 1174 г.), занимавшего Ланскую епископскую кафедру с 1155 по 1174 гг., он руководил реорганизацией учебных занятий в Ланской богословской школе, пользовавшейся широкой известностью при Ансельме Ланском (ум. в 1117 г.), однако к середине XII в. пришедшей в упадок (см. ст. Ланская школа). Относительно датировки поездки Кларембальда Арраского исследователи расходятся. Так, на основании отсутствия подписей Кларембальда Аррасского в документах Аррасского диоцеза между 1157 и 1159, а также между 1165 и 1167 гг. предполагается, что он был в Лане в один из этих периодов.

 



 
PR-CY.ru