КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 4

Сторонники третьей гипотезы полагают, что Климент Александрийский намеренно взял себе имя римского консула. В отечественной науке последняя гипотеза была подробно развита Александром Юрьевичем Братухиным (род. в 1967 г.), по мнению которого Климент Александрийский (либо при крещении, либо позднее в качестве своеобразного псевдонима) добавил два римских имени (Тит Флавий) к собственному имени (Климент) в честь римского консула, которого он считал мучеником за Христа. Однако эта гипотеза представляется исследователям неубедительной по нескольким причинам: в сочинениях Климента Александрийского нет никаких следов особого почитания им римского консула и ни одного упоминания о нём; самовольное принятие тройного римского имени греком могло расцениваться как неправомерное притязание на римское гражданство и потому крайне маловероятно; если Климент Александрийский был римским гражданином по рождению, он уже имел тройное имя, а не единственное имя Климент; принимая имя в честь кого-либо, римские граждане в отличие от греков в этот период обычно добавляли новое имя к прежним, а не меняли имя. Таким образом, на основании полного имени Климента Александрийского исследователи с большой долей вероятности готовы заключить, что он происходил либо из семьи поселившегося в Греции римского аристократа, либо из семьи состоятельного греческого вольноотпущенника. Весомым аргументом в пользу гипотезы о происхождении Климента Александрийского из состоятельной и занимавшей высокое положение в обществе семьи исследователи считают полученное им блестящее классическое образование. Климент Александрийский знал и цитировал не только религиозные и философские, но и многие литературные произведения, что не было свойственно представителям традиционных греческих философских школ того времени, однако было характерно для писателей, происходивших из состоятельных семей или имевших богатых покровителей, которые вели свободную жизнь «любителей мудрости» и общались с представителями высших кругов римской и греческой аристократии, например, для Плутарха (I–II вв.), Фаворина (I–II вв.), Авла Геллия (II в.). По мнению исследователей, сочинения Климента Александрийского свидетельствуют, что он разбирался в изобразительном искусстве и в музыке, хорошо знал общественный этикет и религиозные обычаи. На основании повествований Климента Александрийского о греческих мистериях некоторые исследователи заключали, что он в ранний период жизни, ещё находясь в Греции, был посвящён в мистерии. В «Увещевании к язычникам» Климент Александрийский заявлял: «Если вы посвящены, то будете смеяться более других над этими чтимыми у вас мифами. Я открыто поведаю о сокровенном, не стыдясь говорить о том, чему вы не стыдитесь поклоняться», а также приводил «тайную формулу» элевсинских мистерий. Если бы Климент Александрийский не проходил посвящения, он едва ли стал бы обращаться к посвящённым, т.к. они легко смогли бы уличить его во лжи; таким образом, уверенность в достоверности собственных сведений о мистериях, вероятнее всего, как полагают исследователи, проистекала у Климента Александрийского из личного опыта.

 



 
PR-CY.ru