КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 2

Существует две версии относительно места рождения Климента Александрийского, восходящие к свидетельству Епифания Кипрского, по словам которого в его время Климента Александрийского «одни называли александрийцем, другие – афинянином». По мнению немногочисленных сторонников первой версии, Климент Александрийский происходил из Александрии, а упоминание Епифания Кипрского о нём как об афинянине отражает, по мнению исследователей, последующую идеализацию образа Климента Александрийского, т.к. считалось, что всякий, претендующий на то, чтобы называться философом и знатоком греческой философии, должен учиться в Афинах или быть как-либо связан с этим городом. Хотя об афинском происхождении Климента Александрийского упоминает лишь Епифаний Кипрский, а во всех других источниках Климент называется Александрийским без уточнения, идёт ли речь о его происхождении или о прозвании, большинство современных исследователей считают достоверной вторую версию и признают родным городом Климента Александрийского Афины. Упоминания о Клименте Александрийском как об александрийце придерживающиеся второй версии учёные объясняют тем, что с этим городом была связана его известность в качестве писателя и христианского учителя. При этом, следуя рассуждениям немецкого протестантского теолога и библеиста Теодора Цана (1838–1933 гг.), они обращают внимание на то, что Климент Александрийский при упоминании об учителях, с которыми он встречался в странствиях, первым пунктом этих странствий называет Грецию, а последним – Египет, т.е. Александрию (такая география была бы странной, если бы он был уроженцем Александрии). Альфред Герберт Эрнест Осборн (1933 – 2010 гг.) в качестве косвенного подтверждения второй версии указывает также на слова Климента Александрийского в «Увещевании к язычникам», в которых Афины представляются как центр философской учёности, потерявший, однако, своё значение после явления христианской истины: «После того как Само Слово спустилось к нам с неба, не нужно более ходить на обучение к людям, стремясь в Афины, и в остальную Элладу, и в Ионию..., вся вселенная стала у Него Афинами и Элладой». Сведения о семье Климента Александрийского и её положении в обществе не сохранились. Основные гипотезы относительно происхождения и социального статуса Климента Александрийского тесно связаны с попытками исследователей объяснить его полное имя – Тит Флавий Климент. В источниках это имя упоминается дважды, причём оба раза в связи с сочинение «Строматы». Согласно Евсевию Кесарийскому, полное название произведения было следующим: «Тита Флавия Климента Строматы гностических памятных заметок согласно истинной философии» (Константинопольский патриарх Фотий приводит похожее полное название). Поскольку тройное имя Климента Александрийского встречаются лишь в двух источниках, исследователи не могут целиком исключать, что это имя было добавлено переписчиками, ошибочно отождествившими Климента Александрийского и некоего иного Климента, носившего римское имя. Вместе с тем большинство учёных считают, что Климент Александрийский действительно имел тройное римское имя и предлагают различные объяснения этого.

 



 
PR-CY.ru