КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 3

Для корректной интерпретации имени Климента Александрийского исследователи учитывают, что до издания в 212 г. римским императором Каракаллой (198–217 гг.) эдикта о даровании римского гражданства всем свободным мужчинам Римской империи («Constitutio Antoniniana») тройное имя в подавляющем большинстве случаев указывало на то, что его носитель был римским гражданином и обладал соответствующими правами. Таким образом, имя Климента Александрийского свидетельствует о том, что он родился в семье римского гражданина и изначально имел достаточно высокое социальное положение. Включение Климентом Александрийским своего полного имени в заглавие «Стромат» как основного и наиболее пространного сочинения исследователи в этом случае готовы объяснять его желанием подчеркнуть свой высокий гражданский статус перед читателями из язычников; в случае прочих произведений либо сам Климент Александрийский ограничивался одним личным именем, либо последующие переписчики сменили изначальные заглавия (в рукописях «Увещевание к язычникам» и «Педагог» обозначены как сочинения «Климента, автора Стромат»; такая форма заглавий, по мнению исследователей, не восходит к Клименту Александрийскому). Дополнительные возможности для интерпретации исследователями полного римского имени Климента Александрийского связаны с тем, что имя Тит Флавий в I в. носили три римских императора династии Флавиев: Тит Флавий Веспасиан (69–79 гг.), Тит Флавий Веспасиан (79–81 гг.) и Тит Флавий Домициан (81–96 гг.). Полным тёзкой Климента Александрийского был племянник императора Веспасиана и двоюродный брат императора Домициана Тит Флавий Климент, который был римским консулом при императоре Домициане в 95 г. и в том же году казнённый по приказу императора (причины казни исследователям до конца не ясны). Епископ Евсевий Кесарийский утверждает, что Флавия Домицилла была сослана за исповедание христианства, однако ничего не говорит о консуле; упоминание о нём как о христианском мученике исследователи встречают лишь в поздних источниках (например, у Георгия Синкелла), и может быть, по мнению исследователей, христианской идеализацией. По мнению исследователей, полное совпадение имени Климента Александрийского и римского консула I в. едва ли является случайностью. Существует несколько объяснений этого, исходя из которых исследователи строят различные гипотезы о происхождении Климента Александрийского. Согласно первой гипотезе, Климент Александрийский был потомком одного из представителей рода Флавиев или некоего лица, усыновлённого Флавиями. Исследователи не исключают и того, что он был прямым потомком консула Тита Флавия Климента, т.к. Гай Светоний Транквилл свидетельствует, что у консула было два сына, о судьбе которых после казни их отца источники ничего не сообщают (исследователи предполагают, что они покинули Рим вместе с матерью, и впоследствии кто-либо из их потомства мог оказаться в Греции). В соответствии со второй гипотезой, Климент Александрийский был потомком вольноотпущенника Флавиев и получил родовое имя в честь прежних хозяев (вольноотпущенники обычно присоединяли к собственному имени два имени прежних хозяев, в данном случае это имена Тит Флавий).

 



 
PR-CY.ru