КОРНИЛИЙ, Поляков Лука Михеевич - Страница 4

Но богомольцы продолжали приходить к захоронению преподобного. К 1960 г. на его могиле были каменное надгробие с фотографией, ограда. 22–23 июля 1997 г. по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) в возрождавшемся Крыпецком монастыре мощи Корнилия были обретены, освидетельствованы, перенесены в нижний придел Иоанно-Богословского собора и положены в раку. Ежедневно служили панихиды. Летом 1999 г., свидетельствуя о почитании Корнилия, архиепископ Псковский Евсевий Саввин) с братией Крыпецкого монастыря обратился с прошением о причислении Корнилия к лику святых. 10 января 2000 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) Корнилий был прославлен как местночтимый святой Псковской епархии. Иконография преподобного связана с Крыпецким монастырём. Его иконы начали создавать сразу после обретения святых мощей. Особенно интенсивно иконография формировалась в связи с прославлением Корнилия в лике местночтимых Псковских святых. Самое раннее изображение святого находится в иконостасе придела преподобного Саввы Крыпецкого монастырского собора во имя апостола Иоанна Богослова (1996 г., мастерская московского иконописца Сергея Путиева). Корнилий включён в группу святых, изображённых справа в навершии иконостаса коленопреклонёнными перед центральным образом Распятия Христова (преподобные Иоанн Лествичник, Савва Сербский, Савва Крыпецкий и Евфросин Псковский; слева – Евстратий и другие мученики Севастийские). Иконографический тип Корнилия (крайний справа вверху, назван блаженным) разработан в древнерусской иконописной традиции; он в коричневой мантии, красновато-охристой рясе, с куколем на плечах, волосы густые, с сединой, борода короткая, волнистая, раздвоенная на конце. Подобный тип изображения впоследствии был использован на некоторых иконах с многофигурными композициями, например, на местной иконе Божьей Матери «Державная», с преподобными Саввой и Корнилием (справа) в иконостасе придела Новомучеников и исповедников Российских Иоанно-Богословского собора (1999 г., мастерская С.С. Путиева), на образе «Господь Вседержитель, с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом и припадающими преподобными Корнилием и Саввой Крыпецкими» (Корнилий слева) в трапезной Успенской церкви обители (2009 г., мастерская псковского архитектора и иконописца А.С. Кузнецова). Накануне дня прославления в монастырь были доставлены первые единоличные иконы Корнилия, написанные в Пскове и Москве, – две поясные аналойного размера и ростовая, которая была укреплена на крышке дубовой раки святого. Источником для образа Корнилия послужила фотография, сделанная в конце XIX в. в Пскове (хранится в архиве Крыпецкого монастыря), где преподобный представлен фронтально в рост в монашеском облачении (рясе и клобуке) с книгой в правой руке и чётками в левой. Он худощав, лицо с мелкими чертами, обрамлено лёгкими светлыми прядями волос до плеч и негустой бородой средней длины. В 1950 гг. погрудный вариант фотоснимка был помещён на надгробии Корнилия. На всех иконах преподобный показан в чёрном клобуке, коричневой мантии и светлой (обычно охристой) рясе; по плечам – длинные вьющиеся седые волосы; борода средней длины, нередко разделённая на пряди, раздвоена на конце. Изображения отличаются в деталях. Так, на аналойной иконе из ризницы монастыря (1999 г., иконописец С.С. Путиев) Корнилий изображён с раскрытой перед грудью ладонью правой руки, в левой – чётки (на верхнем поле – образ Спаса Нерукотворного, на боковых – фигуры апостола Иоанна Богослова и преподобного Саввы Крыпецкого).

 



 
PR-CY.ru