КОРНИЛИЙ, Поляков Лука Михеевич - Страница 3

Братия назвала Корнилия ничем не примечательным насельником, а игумен Иоанникий утверждал, что он «стаканами вино пил». В том же году Псковская духовная консистория просила Псковское городское полицейское управление представить справку об образе жизни, о занятиях, об имущественном положении, о поведении и об «умственных способностях» крестьянина В.С. Графова. В отзыве полицейского управления сообщалось, что он человек «не вполне нормальный». В 1904 г., во время пребывания в Пскове великой княгини Елизаветы Фёдоровны, В.С. Графов смог вручить ей записки о старце. 9 августа 1916 г. Крыпецкую обитель посетила воспитанница Елизаветы Фёдоровны великая княгиня Мария Павловна – младшая, которая удостоверилась в народном почитании старца и услышала о его пророчествах. 7 февраля 1918 г. княгиня Елизавета Фёдоровна писала патриарху Московскому и всея России Тихону (Беллавину) об «иноке Корнилии – юродивом Псковской губернии», призывая исполнить волю старца о правильном погребении: «Время настало, и всё, что это Божие дитя предсказало, исполняется – страшно заметить, как Господь открыл ему все бедствия, которые постигли Святую Русь. Он – маленький земной ангел – просил, чтобы вся Россия молитвенно обратилась к великому ревнителю и святому слуге Божию пророку Илии... Есть ещё одна просьба инока Корнилия, очень легко исполнимая, но враг человечества уже 14 лет противодействует: о. Корнилий предсказал, что похоронят его неверно, ибо храм монастыря построен неправильно, – он умолял его прах переложить правильно» (Государственный архив Российской Федерации). В 1918 г. по инициативе настоятеля Крыпецкого монастыря игумена Нафанаила братия открыла могилу и отслужила великую панихиду. Но считается, что гроб был переложен и зарыт слишком поспешно и опять неправильно. В ближайшую ночь в монастырь ворвались красногвардейцы из отряда Серебрякова и допросили братию о причинах вскрытия могилы. Красноармейцы считали, что монахи спрятали в могиле ценные богослужебные предметы. В ту же ночь после допросов игумен Нафанаил удалился в Елиазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь, а затем на родину в Полтавскую губернию. В феврале 1922 г. Крыпецкая обитель была обращена в приход, а в декабре 1923 г. решением Псковского губисполкома окончательно закрыта, постройки переданы совхозу «Крыпецы». В 1930–1980 гг. богомольцы приходили к могиле Корнилия, по молитвам к преподобному совершались исцеления от различных недугов, в том числе от эпилепсии, болезни глаз, немоты. В 1944 г. священник А.В. Ионов писал: «Если же со временем выяснится, что «завещание» м. Корнилия есть не что иное, как благочестивая легенда, возникшая среди его почитателей, то даже, как и легенда, это «завещание» будет иметь свой интерес как новое подтверждение тому, что русский народ связывал свои исторические судьбы с Промыслом Божием и бедствия России всегда рассматривал как Божие наказание за отпадение от той Христовой правды, которая наиболее ярко раскрывается в жизни русских святых, праведников, подвижников». В мае 1958 г. при участии схиархимандрита Псково-Печерского монастыря Александра (Васильева) и бывшего духовника Святогорского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря архимандрита Никодима над могилой Корнилия была возведена деревянная часовня с четырёхскатной кровлей, а рядом – небольшая деревянная одноглавая церковь. Но осенью того же года по инициативе председателя Торошинского сельского совета И. Денисова местные комсомольские активисты частично разобрали, частично сожгли храм и часовню.

 



 
PR-CY.ru