КОРНИЛИЙ - Страница 11

Подобный образ в живописной светотеневой манере исследователи встречают в изображении группы подвижников XVI в. в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия конца 1860 – 1870 гг., поновлена в 1970 гг. и около 2010 г.), в росписи придела благоверного князя Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (1870 гг., художник Яков Степанович Башилов). Своеобразное графическое изображение Корнилия опубликовано в 1885 г.: преподобный представлен в рост, в мантии, с покрытой головой и с омофором на плечах, борода небольшая; в правой руке держит крест, в левой – развёрнутый свиток (атрибуты, указывающие на просветительскую миссию Корнилия и его мученическую кончину). Иллюстрации книги восходят к святцам, выполненным художником Фёдором Григорьиевичем Солнцевым в 1830–1850 гг. Исследователи полагают, что данный извод иконографии Корнилия не получил распространения. Его влияние исследователи просматривают в образе Корнилия на южной диаконской двери 1960 гг. из иконостаса надвратной Никольской церкви, где преподобный показан в рост вполоборота влево в мантии и без куколя, в правой руке держит крест, левая развёрнута ладонью, на запястье – чётки. У Корнилия волосы с проседью, борода продолговатая, раздвоенная на конце. Во второй половине XX – начале XXI вв. утвердилась иконография Корнилия в традиционной иконописной стилистике с использованием образцов XIX в. Сложился и получил распространение тип изображения святого в охристо-золотистой рясе и коричневой мантии, синей схиме с островерхим куколем. Как правило, он благословляет правой рукой, а левой опирается на игуменский посох. Лик пишется худощавым, величина и форма бороды с проседью варьируются. Существуют ростовые и поясные образы, изображения Корнилия с Псково-Печерскими, Псковскими и избранными чудотворцами. В 1960–1970 гг. в монастырской иконописной мастерской под руководством и при участии наместника монастыря архимандрита Алипия (Воронова), а затем его учениками были созданы многочисленные иконы с образом Корнилия. Исследователи полагают, что иконография преподобного и творческие варианты композиций возникли под влиянием произведений монахни Иулиании (Соколовой), которая разрабатывала тему русских святых в годы пребывания Алипия в Троице-Сергиевой лавре. В группе Псковских чудотворцев Корнилий изображён на её иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., начало и конец 1950 гг. (Троице-Сергиева лавра). Сохранились карандашные эскизы монахини Иулиании конца 1920 – начала 1930 гг. к этой работе, включающие и образ Корнилия с непокрытой головой. Извод часто повторяется современными иконописцами, в том числе псковскими (образ из собора архангела Михаила Псково-Печерского монастыря, написанный по благословению архимандрита Тихона (Секретарёва)). Единоличная аналойная икона Корнилия 1960–1980 гг. находится в монастырском соборе архангела Михаила. В сложных по содержанию многофигурных композициях этого времени образ Корнилия узнаваем благодаря сложившемуся иконографическому типу: святой в схиме держит посох в руке. Таким образом Корнилий изображён в рост вполоборота вправо на левой створке большого складня с образом Псково-Печерской Божьей Матери «Умиление» в среднике (на правой створке – Сергий Радонежский), находящегося на южной стене Успенского собора (по мнению исследователей, работа архимандрита Алипия).

 



 
PR-CY.ru