КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН - Страница 5

Таким образом, при несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный перебор, а при внесении его в храм – трезвон. После отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается снова перебор, который оканчивается также трезвоном. При отпевании и погребении иереев, иеромонахов, архимандритов и архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т.д. При внесении тела в храм совершается трезвон, также после прочтения разрешительной молитвы – трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а после поставления тела в могилу бывает трезвон. В иных же местах звонят обычным похоронным перебором. В «Чиновней книге» указано, что при выносе патриарха Иоакима был благовест, переменяя во все колокола изредка. Существовал ещё один вид перебора – по одному удару в каждый колокол, но начиная с большого до малого и затем одновременный удар всех колоколов. Это подтвердилось граммофонной пластинкой: «Ростовские звоны», записанной в Ростове, в 1963 г. На практике же исследователям не приходилось слышать такого звона, нет о нём указаний и в руководствах по звону. Поэтому исследователи не могут указать, где и когда он применялся. Существует ещё так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»). Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т.е. там, где есть большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями (в количестве пяти человек и больше). Красный звон бывает в великие праздники, при торжественных и радостных событиях в церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею. Кроме того, исследователи также упоминают о «всполошном» или «набатном» звоне, который имеет общественно-бытовое значение. Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия. «Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т.е. на народное собрание. Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола. Русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на праздник Пасхи в Москву слушать пасхальный звон. В этот «Праздник праздников» в Москве в общей сложности всех храмов звонили боле 5 тыс. колоколов. Тот, кто слышал московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель Иван Сергеевич Шмелёв. Этот мощный, торжественный звон переливался по всей Москве различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу. В музыкальном искусстве Руси и России (начина со Средневековья) стали складываться оригинальные манеры исполнения разнообразных колокольных звонов на колокольнях (см. Колокольня) знаменитых храмов и монастырей, прославленных своими звонарями и красивыми по звучанию наборами колоколов: например, в Пскове получили известность Никольский, Довмонтов, Усохский, Ионов, Чудский, Ольгин, Евфросиниев, Саввин звоны, а в Ростове Великом – Егорьевский, Ионафановский, Ионинский, Красный звон с Сысоем, Акимовский и другие. Кроме того, в монастырской практике сформировалась традиция употребления ясака – малого зазвонного колокола, висящего отдельно на алтарной стене сбора. Им из алтаря подаются сигналы звонарю о начале очередного колокольного звона.



 
PR-CY.ru