КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН - Страница 4

На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и первого августа, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по три раза (в некоторых местностях по одному разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой – трезвон. Подобный же перезвон, но только частый, быстрый, и по семь раз (или по три раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды. При погружении креста в воду – трезвон. Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон перед посвящением в сан епископа. Вообще частый перезвон по несколько раз в каждый колокол – это торжественный звон. В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом литургии в храмовые праздники и в других торжественных случаях, например, при чтении пасхального Евангелия. Перебор (иначе похоронный или погребальный звон) выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается в обратном порядке, чем перезвон, т.е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего. Ввиду того, что в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона (а это не соответствует церковной практике), то исследователи по этому поводу дают некоторое разъяснение. Медленный перебор колоколов (от самого маленького до самого большого) символизирует собой возрастающую человеческую жизнь на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой всё, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Как это и выражено в песнях при отпевании: «Вся суета человеческая, елика не пребывает по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася (или как в другом песнопении поётся: «Единем мгновением, и вся сия смерть приемлет»). Тем же Христу бессмертному возопиим: преставленного от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище». Вторая часть песни прямо указывает на радость в будущей жизни со Христом. Она-то и выражается (в заключение скорбного перебора) трезвоном. В журнале «Православная Русь», в отделе «Вопросы и ответы», архиепископ Аверкий по поводу обычаев при отпевании и панихидах дал твёрдо обоснованные разъяснения, которые должны касаться также и звона: «По нашему православному обычаю, совершать панихиды и отпевания полагается в светлых облачениях. Обычай совершать эти чинопоследования в чёрных облачениях проник к нам с Запада и совершенно не свойствен духу св. Православия, но тем не менее, он довольно широко у нас распространился – настолько, что нелегко его теперь искоренить… Для истинного христианина – смерть есть переход к лучшей жизни: радость, а не скорбь, как прекрасно выражено это в трогательнейшей третьей коленопреклонённой молитве, читаемой на вечерни в день Пятидесятницы: «Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела, и к Тебе Богу нашему приходящим, но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость» (см. Триодь Цветная). Трезвон, напоминающий о воскресении, благостно действует на верующую христианскую душу, скорбящую о разлуке с усопшим, и даёт ей внутреннее утешение. Лишать христианина такого утешения нет никаких оснований, тем более что этот трезвон прочно вошёл в быт русского православного народа и является выражением его веры.

 



 
PR-CY.ru