КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН - Страница 2

Церковным уставом регламентируется порядок и длительность всех типов колокольного звона (например, в Великий пост в знак покаяния и сокрушения о грехах колокольный звон приглушён и сокращён, в связи с кончиной управляющего епархиального архиерея или настоятеля приходского храма производится похоронный (погребальный, проводной) колокольный звон в один большой колокол 12 мерными ударами. Церковный устав регламентирует употребление звона, обозначает его значение на всенощном бдении: 1. Перед началом всенощного бдения – благовест, который заканчивается трезвоном. 2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон (он оповещает о начале второй части всенощного бдения – утрени и выражает собой радость Рождества Христова – воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Иисуса Христа). Начало утрени прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». В народе двузвон на всенощной называется «вторым звоном» (второй звон после начала всенощной). 3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном всенощном бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова (в некоторых местностях он совершается во время пения «Воскресение Христово Видевше»…); обычно в руководствах этот звон именуется «звоном к Евангелию» (в народе трезвон на всенощной («звон к Евангелию») называется «третьим звоном»). 4. В начале пения песни Божьей Матери «Величит душа Моя Господа…» бывает краткий благовест, состоящий из девяти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии). 5. В Великие праздники после окончания бдения бывает трезвон. 6. При архиерейском богослужении после каждого всенощного бдения полагается трезвон, для провода архиерея. Перед началом чтения третьего и шестого часа совершается благовест к литургии, а в конце шестого часа, перед самым началом литургии, – трезвон. Если служится две литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол. При архиерейском богослужении благовест к литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдёт в храм, трезвон прекращается, и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же шестого часа – трезвон. Затем во время литургии полагается благовест при начале «Евхаристического канона», – важнейшей части литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров. У литургиста протоиерея Константина Тимофеевича Никольского, в книге «Устав Богослужения», сказано, что благовест к «Достойно» начинается от слов: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу…» Точно такое же указание есть и в книге: «Новая Скрижаль», архиепископа Вениамина (СПБ. 1908 г.). На практике же благовест к «Достойно» бывает более кратким, состоящим из 12 ударов. На юге России благовест к «Достойно» совершается обычно пред началом «Евхаристического канона», во время пения Символа Веры (12 ударов, один удар на каждый член Символа Веры). Благовест к «Достойно» в обычай русских церквей был введён во время Московского патриарха Иоакима (1690 г.) по подобию западных церквей, где звонят при словах: «Приимите, ядите…»

 



 
PR-CY.ru