КНИЖНИКИ - Страница 6

Особенно это очевидно в учении и действиях, в которых ставится под вопрос авторитет книжников как учителей закона, например, в рассказах о трапезах Иисуса с «грешниками и мытарями» (Мк. 2:15–17), нарушающими в глазах Его противников заповеди о ритуальной чистоте (ср.: Мк. 2:23–28; 3:1–6; 7:1–16; ср.: Лк. 18:9–14; Мф. 5:21–48; Мф. 23, особенно ст. 23). Иисус критикует книжников за их претензии на учительский авторитет и почитание, на почётные места в синагогах и на трапезах, на уважение к их субботним одеяниям. Он осуждает их за молитвенную практику «напоказ» и требование оплаты юридической помощи вдовам (Мк. 12:38–40 и Лк. 20:46–47). В повествовании евангелиста Матфея книжники неразрывно связаны с фарисеями, обе группы представляют иудейских учителей закона как таковых. При этом Матфей, жёстко критикующий иудейских книжников, приводит и иной, позитивный их образ (ср.: Мф. 8:19–20). Стихи Мф. 13:51–52 исследователи нередко интерпретируют в том смысле, что (ср.: Мф. 23:34; иначе Лк. 11:49) в христианское общине были христианские книжники, которые в отличие от иудейских книжников научены не Торе, а «Царству Божию» и, как таковые, – «подобно хозяину (дома)» – выносят «из сокровищницы своей новое и старое» (ст. 52). Исследователи подчёркивают, что формулировка здесь не исключающая: «новое» не преодолевает «старое», но сохраняет с ним связь («старое и новое»). И поскольку именно в Евангелии от Матфея «старые» Священные Писания («закон и пророки») не отменяются, и соблюдение «старой» Торы (отныне под знаком «нового») играет центральную роль (ср.: Мф. 5:17–19), то евангелист стремится ясно определить задачу книжников, «наученных Царству Божию»: хранить и обновлять «старое», которое отныне воспринимается под знаком «нового». При этом авторитет этих учителей определён и ограничен авторитетом Самого Христа как единственного Учителя (ср.: Мф. 23:10). Образ книжников в Евангелии от Луки и в «Деяниях святых апостолов» исследователям менее ясен, книжники здесь практически не отделимы от группы фарисеев, и тех и других объединяет вера в Воскресение. При описании казни Иисуса Христа книжники здесь (как и в Евангелиях от Марка и от Матфея) выступают вместе с иерусалимскими первосвященниками. В «Деяниях святых апостолов» книжники также изображаются как иерусалимские лидеры, активные защитники иудаизма. Лука также вводит новую категорию лидера – «законник». В одном случае это обозначение применяется вместо «книжника» (Лк. 10:25; ср.: Мк. 12:28), в других – «законники» в изображении евангелиста имеют общие черты с книжниками и фарисеями (Лк. 7:30; 11:45; 14:3). В целом понимание книжников у Луки расплывчато, они не отделимы от фарисеев, или же для него это писцы греко-римского мира. Некоторые книжники в Новом Завете названы по именам: Никодим, признанный «учитель» в Израиле (Ин. 3:10), «один из начальников иудейских» (Ин. 3:1), член синедриона из фарисеев (ср.: Ин. 7:50–51), тайный сторонник Иисуса (Ин. 19:39); «законоучитель» Гамалиил I (около 30 г. н.э.), фарисейский член синедриона (Деян. 5:34), который пользовался в народе большим авторитетом (см. в ст.: Гамалиил). В Деян. 22:3 сообщается, что апостол Павел был «воспитан… при ногах Гамалиила», т.е. получил образование книжника.



 
PR-CY.ru