КНИЖНИКИ - Страница 5

Из 62 случаев употребления слова «книжники» в Новом Завете встречаются в синоптических Евангелиях, четыре – в «Деяниях святых апостолов» и в Посланиях. За исключением Мф. 13:52 (и, возможно, Мф. 23:34), где говорится о христианских книжниках, и Деян. 19:35, где этот термин в согласии с общегреческим словоупотреблением обозначает высокопоставленного городского чиновника («блюстителя порядка»), а также 1 Кор. 1:20, где цитируются слова Ис. 33:18 (Септуагинта), в остальных местах имеются в виду иудейские учителя закона. В Евангелии от Луки термин «книжники» заменяется и одновременно уточняется другими, переводимыми как «законник» или «законоучитель» (Лк. 5:17; 10:25; 11:45, 46, 52; 14:3; ср.: Тит. 3:13; 1 Тим. 1:7). В Новом Завете, больше чем в любом другом источнике, книжники рассматриваются как единая группа. Евангелисты-синоптики изображают их противниками Иисуса, при этом никаких других особых характеристик, объединяющих их в отдельную группу, не приводится. Соответствующие акценты расставлены уже в самом начале Евангелия от Марка: Иисус учит «как власть имеющий («как имеющий силу [Божию]»), а не как книжники» (Мк. 1:22; ср.: Мф. 7:29). Некоторые книжники, упомянутые в Галилее, по словам евангелиста, пришли из Иерусалима (Мк. 3:22; 7:1). Описание споров книжников с Иисусом позволяет исследователям предположить, что они были признаны авторитетными еврейскими учителями закона (Мк. 1:22; 9:11). В синоптических Евангелиях книжники изображаются связанными с другими представителями иерусалимских властей, но их точная общественная функция остаётся неясной. Таким образом книжники упоминаются в предсказаниях отвержения, страданий и воскресения Иисуса в начале Его пути в Иерусалим и во время входа в него (Мк. 8:31; 10:33), в истории Страстей, когда книжники вместе с первосвященниками решают схватить и казнить Иисуса (Мк. 11:18, 27; 14:1, 43, 53; 15:31). При этом евангелисты указывают, что книжники вместе со «старейшинами» и/или первосвященниками были членами синедриона (Мк. 15:1; ср.: Мф. 2:4; Деян. 4:5; 6:12). Что касается содержания споров Иисуса с книжниками, то в изображении евангелистов с самого начала они разгораются, прежде всего, вокруг вопроса о Божественной «власти», с которой Иисус учит (Мк. 1:22), прощает грехи (Мк. 2:6), принимает мытарей и грешников (Мк. 2:16), совершает исцеления (Мк. 3:22) и сообщает волю Божью невзирая на традиции книжников (Мк. 1:22; 12:28, 32; ср.: 9:11; 12:35). Вместе с тем обращение к Иисусу «равви» (ср.: Мк. 9:5; 10:51; 11:21; 14:45) показывает, что и Он Сам многими считался авторитетным учителем-книжником, который, однако, в Своей проповеди отличался от книжников того времени именно этой Божественной властью. Нежеланием и невозможностью принять её обусловлены и обвинения Иисуса со стороны книжников в богохульстве (Мк. 3:28–29) и служении Вельзевулу (Мк. 3:22). Учение и дела Иисуса (и Его учеников, ср.: Мк. 2:18–22, 23–28) затрагивают вопросы, относящиеся к компетенции книжников как хранителей, толкователей и учителей закона, это справедливо и в отношении Его экзорцизмов (Мк. 3:22; ср.: Мф. 12:28; Лк. 11:20) и изгнания торговцев из храма (Мк. 11:15–18; 11:27–28).

 



 
PR-CY.ru