КЛЕРИКАЛИЗМ - Страница 4

Фактом политической действительности стало появление «теологии освобождения», которая нашла большое число последователей среди католиков, особенно в Латинской Америке, где всё больше и больше священнослужителей включаются в активную политическую борьбу. Однако было бы преждевременным считать, что клерикализм полностью утратил своё былое политическое влияние. Остаются сильными позиции современного сионизма – реакционной религиозно-шовинистической идеологии и политики еврейской буржуазии; с помощью догматов ислама афганская контрреволюция смогла оказать политическое влияние на определённую часть населения страны; значительное число последователей сикхизма в Индии под влиянием западных империалистических кругов оказались вовлечёнными в террористическую антиправительственную деятельность. Появление некоторых новых явлений в деятельности клерикальных кругов не следует интерпретировать как показатель изменения самой сущности религии, равно как и активность клерикализма в ряде регионов мира нельзя рассматривать в качестве признака усиления идеологического и политического влияния церкви и сил, которые за ней стоят. Клерикальными партиями на языке современной политической Европы называются те организованные политические группы, которые в своей государственной программе обнаруживают более или менее ясное сочувствие ультрамонтанской идее, т.е. торжеству папской системы. Такие группы, разумеется, могут существовать только в государствах с представительным правлением и при том лишь в таких, где католичество или господствует (Бельгия, Италия, Франция), или играет видную роль (Германия). Рrofession de foi клерикальных партий, их политическая программа в том или другом государстве обычно определяется не столько местными внутренними интересами, сколько характером отношения того или другого правительства (в известный исторический момент) к католичеству и папству. Вот почему, например, в Германии XIX в. где император старался дружить с папой, клерикальная партия составляла в рейхстаге опору его власти (центр); во Франции эпохи Наполеона III, поддерживавшего папу, клерикалы были также надёжными консерваторами и легитимистами; наоборот, в республиканской Франции, которая вела борьбу о католическими конгрегациями, клерикальная партии представляли самый опасный, боевой элемент. Исследователи также отмечают в качестве общего явления, что со второй половины XIX в. клерикальные партии стали обнаруживать стремление к соединению с социалистическими и социал-демократическими партиями, чтобы таким путём лучше обеспечить свои обоюдные интересы и составить более внушительную оппозицию буржуазии. Это движение, известное под именем «католического социализма», имеет уже свою историю и свою обширную литературу. Преследуя интересы церкви, клерикалы в различных странах ищут опоры (кроме духовенства) в различных общественных классах, в зависимости от местных условий. Иногда они опираются на крестьянство и стремятся привлечь к себе рабочих; тогда их политическая программа имеет более или менее выраженный демократический характер.



 
PR-CY.ru