КАСТАНЕДА Карлос Сезан Арана Сальвадор - Страница 5

Существует такая высшая безличная сила – «Орёл», которая на период жизненного срока каждого рождающегося человека даёт ему сознание; после же смерти она забирает сознание обратно, вместе с накопленными в нём в течение жизни впечатлениями. Большинство людей растворяются без следа в этой силе; но на так называемом пути воина (путь духовного совершенствования) возможно избежать такого удела и тем самым обрести бессмертие и полную свободу. «Воина» отличает тщательно выверенная, безупречная стратегия поведения, дисциплинированность, отсутствие привязанностей. У него нет «чувства собственной важности», он не потакает себе и не тратит энергию попусту. Для продвижения по этому пути и обретения могущества ученик применяет различные методы, например, обращение к психотропным веществам и к духам-«союзникам», «перепросмотр» («или стирание личной истории»), управляемое сновидение, ритуальные пассы и т.д. Пафос и заразительная сила учения дона Хуана – не в обещании счастья в конце пути или в ином измерении, а в понимании необходимости поиска своего подлинного предназначения и обретения пути в этом мире. Юнгианский аналитик Дональд Ли Уильямс отмечает ещё один аспект учения дона Хуана. Он полагал, что индейцы в американском бессознательном являются носителями и символами героических действий, духовных видений, эроса и глубокого чувства родства всех проявлений жизни. Кастанеда, став транслятором магической философии красного человека, сделал одну из наиболее серьёзных попыток в XX в. донести до белых американцев мудрость, рождённую на этой земле. Строгий аналитик может обнаружить у Кастанеды немало несоответствий и столкновений текстовых и поведенческих контекстов, что и давало повод называть его великим мистификатором. Но не в этом ли заключается особенность его творческого метода? Несовпадения и игра порой противоречивых понятий, идей и образов (духовность и коммерция, серьёзность и розыгрыш, научные факты и художественный вымысел и проч.) дают мощный творческий импульс. «Только столкнув друг с другом два представления, можно, виляя между ними, попасть в реальный мир», – писал Кастанеда. Учение дона Хуана породило массу последователей и фанатов, которые часто вполне серьёзно пытаются овладеть методиками и указаниями индейского брухо. Книги Кастанеды, имевшие большой коммерческий успех во всём мире, привели к настоящему культу Кастанеды и связанных с ним лиц, образованию различных групп и центров, изучавших «учение толтеков» и занимавшимися «поисками силы». Влияние Кастанеды на некоторых современных движениях, действующих в русле оккультизма и мистицизма. Зачастую Кастанеда считается одним из идейных вдохновителей движения Нью Эйдж». В Советском Союзе произведения Кастанеды впервые появились в самиздате в 1980 гг. и пользовались огромной популярностью. Начиная с 1992 г., киевское издательство «София» занялось планомерным изданием его наследия. В России и Украине произведения Кастанеды с 1992 г. издавались 72 раза. Как и в других странах, в России последователи Кастанеды собираются в общества, проводят сессии, ездят на семинары «великого Нагваля» в Америку. Интерес к наследию Кастанеды, как мэтра мирового значения, сохраняется. Кастанеда создал произведения, представлявшие характерный для 1960–1970 гг. сплав литературного вымысла с научными изысканиями. Кризис общества, загоняющего своих членов в рамки потребительского и программируемого существования, разочарование в научно-техническом прогрессе инициировали поиски нового, подлинного смысла бытия. Стремление к спонтанности, к слиянию с природой, возможность преображения и постижения совершенно иной, по сравнению с общепринятой, картины мира – вот основные мотивы, сделавшие книги Кастанеды столь притягательными.



 
PR-CY.ru